Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Дух времени и темпоральная экклесиология

.
Знаю, что прозвучит это немного неортодоксально и дерзко, и даже, быть может, кто-то найдет в моем утверждении нотки гностицизма, но все-таки скажу: в духовной реальности ИПЦ такая плотная эсхатологическая картина 20-ого века, что она фактически сдвигает традиционную экклесиологию в темпоральное измерение. Мне вот сейчас, скажем, кажется справедливым следующее утверждение: у лютеран и католиков 17 века было больше шансов на спасение, чем у нынешних православных. Просто потому, что в то время в целом все русские и европейцы жили более по-христиански в каких-то базовых смыслах чем даже нынешние истинно-православные зилоты, которых развращает дух времени. И которые, если к ним повнимательнее приглядеться, обуреваемы всеми типичными болезнями и страстями нашей "уникальной" во всех смыслах современности.

Это все я говорю, прекрасно осознавая, что если оставаться строго в рамках святоотеческой экклесиологии, такое утверждение будет немыслимо.

Но я всегда так считал. Всегда, например, симпатизировал старообрядцам. И думаю, что очень многие старообрядческие семьи спасутся, вопреки своей "неправильной", не строго святоотеческой, экклесиологии. Они не сохранили себя в ограде церкви, зато сохранили себя в ограде человечества. Чего, увы, нельзя с уверенностью ныне утверждать о значительной части наших современников. Когда племена и народы восстают на Самого Бога, как это сделали ныне живущие, чем это, интересно, теоретически может для них и их детей кончиться? Если следовать примерам из Св.Писания - ничем хорошим. Причем на уровне человеческой природы и базовой онтологии. А природа это серьезно. Как минимум половина человечества 20 века отвергла Бога. Такого ведь никогда ранее не случалось, святым отцам эпохи Вселенских Соборов такая почти невероятная для традиционного общества реальность неведома. И что будет с дорогим человечеством дальше, включая тех, кто ныне формально и присоединился к современным официальным церковным организациям - вопрос не праздный. Будущие богословы ИПЦ наверняка найдут этому феномену почти полностью обезбоженного человечества трезвое объяснение. Нынешние же, особенно те, где предлагается искать причину краха христианской цивилизации в самом традиционном обществе, уже мало кого устраивают. Рвануло из-за самого "неправильного" и не каноничного христианского миропорядка (скажем, из-за обезглавленности и несвободы церкви в Синодальный период) - так они говорят. И стремятся уйти вообще от всех норм традиционного общества. Но ведь это... церковная историософия революции, теология освобождения в новой "консервативной" редакции, а HGR, кстати, ее пророк:) Честно говоря, я не верю в то, что в своем крушении виноват сам христианский мир. Обычно так говорят те, чьи предки были в том мире ни кем, и только их потомки в этом мире стали кем-то. А говорят они это затем, чтобы просто смягчить эффект своего явного родового нуворишества.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments