Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

О духе времени

.
В 1989-ом году в Мюнхене и Гамбурге меня в числе прочего потрясло до глубины души то обстоятельство, что от соотечественников негде было спрятаться, хотя их в те времена было немного на улицах немецких городов. Редких граждан СССР (работников дипломатических и иных советских ведомств) выдавала в толпе не одежда, ибо и одевались они как немцы, стараясь внешне не выделяться, но взгляд. Два советских человека могли встретиться взглядом в многолюдной немецкой вокзальной толпе и сразу же узнавали друг в друге "своего". Как это происходило я до сих пор не понимаю. Вероятно, иная сильно выраженная видовая внутренняя культура способна транслировать себя дистанционно, по воздуху, Бог весть.

Вообще, бытовая социальная культура, общность судьбы,  это ведь почти все. Советские люди 80-х были почти во всем одинаковы. И разницы между ученым и каким-нибудь работником торговли было значительно меньше, чем между в целом человеком 80-х и 2000-х годов. Это, если задуматься, удивительно. Научное и торговое сословия и в менее экзотических нежели чем советское обществах почти не имеют общей меры меж собой. Границы социальных служений и связанных с ним норм поведения и культуры, мировоззрения и приоритетов, фактически непроходимы.

Но насколько же непроходимо время (или, правильнее, "дух времени")  коль скоро различия культуры и мировоззрения поколений выше различий даже сословных?

Люди не задумываются о банальном. Не задумываются о том, что дух времени отпечатывается на каждом их шаге, на каждой якобы "свободной" мысли, на каждом поступке. Что этот дух оставляет на их челе такие красочные маркеры характерной темпоральной идентичности, что они похожи со стороны на разрисованных индейцев. Что их мышление не то что "несколько не свободно" от этого духа, но всецело и без остатка ему подчинено. Свободу от этого ужасного рабства и не менее ужасной одинаковости взглядов, поступков и реакций современников дает, разумеется, погружение в историю. Но оно же делает человека отщепенцем для века сего. Плата за внутреннюю свободу - одиночество.

Впрочем, так было всегда. Все интенсивно включенные в социальный процесс и общение всегда были рабами. Все свободные, смотрящие на "общественный процесс" отвлеченно и со стороны, одиночками. И я искренне думаю, что рабство духу времени хуже языческого рабства, хуже невзгод и болезней, хуже плача собственного ребенка, хуже звука скребущего металла по стеклу. Потому что это предательство собственной богодарованной свободы и, как следствие, собственной души.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments