Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Дворянство и клир

.
Если Господь когда-нибудь в будущем попустит восстановление православной империи и воссоздание крепкого господского слоя из верных трону и вере защитников христианского мира, было бы положительным шагом принять общественно-церковное решение о рукоположении в клир будущей Российской Церкви лиц исключительно из военного (дворянского) сословия. Почему? Потому что, по-моему, разумеется, мнению, рукоположения из мещан и т.н. "духовного сословия" и привело церковь к ее самой масштабной за всю историю катастрофе в 20-м веке, когда наряду с сонмом Новомучеников Российских в Церкви оказалось столько предателей-обновленцев, а затем и необновленцев-сергиан.

Предательство веры - универсально. И в христианской армии, и в христианском клире оно приводит к одному результату. Меж тем клир, состоящий из бывших военных или из семей военных - в этом смысле значительно надежнее клира из мещан. Это дало бы множество положительных результатов. Во-первых, сильно умалилось бы церковное лицемерие и укрепилась бы дисциплина. Во-вторых, никто бы более не смел разделять воинов-мучеников и мучеников-священников - подвиг и тех и других равно прославляет Св.Церковь. В-третьих, что самое, быть может, важное - в лице каждого клирика, от простого диакона до московского патриарха, мы бы получили воистину крепкую и дисциплинированную армию самого Бога - действительно способную защищать православную веру до последнего вздоха.

Вспомним кем был Свт.Игнатий Брянчанинов -  из состоятельной семьи, аристократ, приближенный к императору, блестящий молодой человек, необычайно одаренный в науках и литературе, приученный с детства, как и всякий дворянин, к мысли о необходимости отдать жизнь в случае наступления угрозы вере и трону. И поймем одну простую вещь. Если для простого монашества, подобного монашеству преп.Серафима, не требовалось дворянской закалки так как не было конфликтной среды и поля для предательства, то для священнического и епископского служения, которому конфликт, большой или малый, сопутствует постоянно, необходима твердая воля и несгибаемость, чтобы отстаивать перед лицом мира христианскую нелицеприятность и святоотеческие убеждения. Если бы на месте Свт.Игнатия (да и любого другого вошедшего в конфликт с филаретовской системой синодального клирика) был бы мещанин, он бы тут же сдался.

На своем веке я навидался попов из мещан. Были вариации, но картина везде примерно одна и та же - бесконечное лицемерие и лживость, бесконечная  трусость, бесконечное самолюбование, бесконечная глупость и бесконечные злопамятство и садизм. Священническое служение - трудное и полное соблазнов, стрессов и искушений поприще. Но именно поэтому и оно, как и офицерское служение - далеко не для всех.

Русская Императорская Армия пала жертвой пропаганды заговорщиков-февралистов именно потому, что к 1917 году в ней на младших офицерских должностях оказались почти исключительно разночинцы - об этом говорят исследования С.В.Волкова. Русская Церковь пала по той же самой причине. Мещане, в силу особенностей воспитания, не могут и не должны занимать господских/отеческих должностей и постов.

И напоследок: почему так важны вспыхнувшие ныне вновь дискуссии об офицерах-христианах из Русского Освободительного Движения периода WW2? Почему это все имеет отношение не только к политике, но и к вопросам спасения души? А потому, что душу свою спасти можно лишь заплатив за веру одну цену - жизнь. И не важно будет ли она отдана на войне с безбожниками или будет сконцентрирована на твердом христианском служении до гроба в мирной жизни на духовных пажитях нашей многострадальной страны.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments