2019 год, 50 лет

Выношу из комментов

Почему руки, возложенные на матфеевцев в 1971-ом году, были руками Епископов-свидетелей и содержали всего лишь необходимое "свидетельство"-подтверждение, а не даже "малую толику" Апостольского Преемства?

Дело даже не в том, что сказали об этом Первоиерарх РПЦЗ Свт.Филарет Вознесенский и секретарь Синода Еп.Григорий Граббе, назвав ее "простым благословением"...Дело даже и не в том, что матфеевцы не каялись ни в каких грехах и не принимались ни через какой чиноприем. Дело даже не в том, что Св.Церковь не считает Хиротесию "Таинством рукоположения", но рассматривает ее как "подтверждение".

Дело еще серьезней.

Апостольское Преемство передается от человека к человеку, от лица к лицу. Другие Епископы, необходимые по Св.Канонам для Хиротонии, нужны как разрешающая (юридическая), а не как мистериальная инстанция. Почему?

(далее - о.Нектарию)

Вы должно быть согласитесь, что передача Апостольского Преемства имеет два аспекта, юридический и мистериальный. Первый, юридический, связан с избранием общиной верной своего ставленника, второй, мистериальный - собственно Хиротония. И если в первом участвуют многие (и тут, кстати, скорее всего кроется ответ на Ваши претензии относительно привлечения 12-ти пресвитеров к Хиротниям 1948-ого года, не в качестве со-Епископов, но в качестве выборщиков), то во втором - только один (с соприсутствующими свидетелями-Епископами)

Чтобы защитить этот тезис, достаточно вспомнить практику древнейших времен Римской Церкви, когда на Литургии при рукоположении ставленника во Епископа облачен в филонь и омофор был ВСЕГДА по традиции только один Епископ, остальные же присутствовали в партикулярной одежде. Эта традиция имела место НЕ ТОЛЬКО в Римской Церкви, но так же в Церквах Мозарабской, Галиканской, Карфагенской и, предположительно, Английской. Отражение этой древней церковной традиции, которую никогда не оспаривала Восточная Церковь, есть и в литургических памятниках - так, например, в литургическом последовании для рукоположения Епископа Св.Григория Двоеслова даются прямые указания относительно облачение в омофор и фелонь ОДНОГО.

Кроме того, из жития блаж.Августина мы имеем яркое свидетельство об этой древней традиции - я имею в виду описание рукоположения блаж.Августина Св.Амвросием Медиоланским.

В Древней Церкви это правило (относительно фелони и омофора только для одного хиротонисающего епископа) соблюдалось везде и беспрекословно, что отражает Веру Церкви в то, что Апостольское Преемство в мистериальном (а не в юридическом) смысле передается от лица к лицу, от человека к человеку.

Спаси Христос
Антоний
Повторю и я.
+++передача Апостольского Преемства имеет два аспекта, юридический и мистериальный. Первый, юридический, связан с избранием общиной верной своего ставленника, второй, мистериальный - собственно хиротония+++
Этак у Вас получается, что другие епископы и вовсе не нужны, если избирает община, а рукополагает - один епископ. Но Вы должны знать, что словом "хиротония" обозначается не только чинопоследование посвящение, но и процедура избрания.

Касательно же облачения только одного епископа, то, простите, мне трудно в это поверить без приведения конкретных литургических текстов, ибо это противоречит канонам, согласно которым присутствие епископов или клириков за литургией без участия в оной возбраняется, а участвовать в совершении литургии невозможно без облачения в богослужебные одежды.

Пидалион же, кроме того, дает пояснение к Ап. канону, требующему минимум 2-х епископов для хиротонии, что это необходимо для соблюдения принципа "меньшее от большего благословляется".

А что до привлечения 12 иеромонахов, то в тексте соответствующего "синодального" решения говорится об избрании архим. Гедеона как о свершившемся уже факте и определяется «дабы рукоположение его совершилось 1-го числа грядущего месяца сентября Высокопреосвященнейшим Епископом кир кир Матфеем и как минимум двенадцатью священниками и иеромонахами».
==============================================
ИЗБРАНИЕ АРХИМАНДРИТА ГЕДЕОНА ЕПИСКОПОМ ТРИМИФУНТА КИПРСКОГО.
Деяние 2-е.

В Священной и честной Богородичной Обители Пр.Б.Певковуниоиатриссы в Кератее Аттической сегодня, 28 августа 1948г.,в пятницу, в 5 часов по полудни временный Священный Синод Церкви ИПХ Греции, состоящий из Председателя Высокопреосвященнейшего Епископа Вресфенского Матфея и членов: 1)Протосинкелла г.Евгения Томброса,протоиерея; 2)Архимандрита Гедеона; 3)Иеромонаха Афанасия и 4)Иеромонаха Каллиста, брата Священного Монастыря Святых Архистратигов в Афикиях Коринфских, сошедшись на заседание для избрания Епископа Тримифунта Кипрского, по причине неотложной нужды в обслуживании ИПХ великого острова Кипра, согласно с переданными полномочиями от православного духовенства Церкви ИПХ Греции, собравшегося 26 августа в том же Священном Монастыре, постановляем единогласно следущее: что Епископом Тримифунта Кипрского избран Высокопреподобнейший проигумен и Архимандрит г.Гедеон Пасиос, муж благочестивый и ревностный в вещах божественных.Поэтому и избираем его единогласно в Епископа Тримифунта Кипрского.Постановляем же, дабы рукоположение его совершено было 1 числа грядущего сентября месяца Высокопреосвященнейшим Епископом г.г.Матфеем и как минимум двенадцатью священниками и иеромонахами.

Ревностные ко Господу молитвенники
Священный Синод

Председатель: Члены:
+Вресфенский Матфей +Протоиерей Евгений Томброс
+Архимандрит Гедеон
+Иеромонах Каллист
+Иеромонах Афанасий

ок
>Этак у Вас получается, что другие епископы и вовсе не нужны, если избирает община, а рукополагает - один епископ.

Нет, ибо другие (сопредельных земель) Епископы тоже участвуют в выборах. Об этом в 2-3 веке было много споров, кстати. Кроме того, другие Епископы тоже участвуют в Хиротонии. Как ее свидетели.

>Но Вы должны знать, что словом "хиротония" обозначается не только чинопоследование посвящение, но и процедура избрания.

Вот именно.

>Касательно же облачения только одного епископа, то, простите, мне трудно в это поверить без приведения конкретных литургических текстов

Ну, что ж - это у Вас, кажется, есть Патрология Миня под рукой, не у меня. Вам легче и посмотреть. Возьмите справочный том и посмотрите Последование Св.Григория.

>ибо это противоречит канонам, согласно которым присутствие епископов или клириков за литургией без участия в оной возбраняется 6 собор

Вы о Канонах 6 Вселенского? Замечу, что эти Каноны появились дотаточно поздно, позже той практики древней Церкви, которую я описываю (которая, в свою очередь, отражала Веру относительно преемства) Кроме того, каноны, подобные этим (например, правило об обязательном причащении ВСЕХ, присутствующих за Литургией) не особенно Церковью и соблюдались - причем с самого начала. Я могу привести сотни примеров за последние 500 лет (и, осбенно, за последние 100, причем из истории Истинной Церкви), когда иерархи присутствовали за Литургией, но не служили. Что уж говорить об обязательном причащении всех мирян за Литургией - это правило *просто* *не* *соблюдается* *нигде*, так Церковь не живет - духовенство повсеместно отказывает мирянам в ежелитургическом причащении, причем вне зависимости от их, мирян, желания или канонической возможности. Если Вы мне скажите, что Вы благословляете мирян причащаться за каждой Литургией и налагаете на них длительные Епитимьи, если они этого не делают (что обязывают Вас Св.Каноны) я буду очень удивлен.

>Постановляем же, дабы рукоположение его совершено было 1 числа грядущего сентября месяца Высокопреосвященнейшим Епископом г.г.Матфеем и как минимум двенадцатью священниками и иеромонахами.

Вы, конечно, не подозреваете, что матфеевские протопресвитеры и пресвитеры могли возложить на будущего Епископа Тримифундского руки? Речь шла о той части Хиротонии, которую Вы сами определяете как "избрание"

Спаси Христос
Антоний
Re: Повторю и я.
>"меньшее от большего благословляется".

Тут все нормально. Пока кандидат еще не Епископ, он по отношению к Епископу, даже одному, меньший. Кроме того, есть разный смысл слова "благословение". В конце-концов Св.Каноны четко указывают, что Епископа рукополагать должны двое или трое (вопрос только в том, что вкладывать в понятие "рукоположение" - участие в выборах и епископскую санкцию, или мистериальное действие)

Спаси Христос
Антоний
Re: Повторю и я.
Я не против частого причащения, наоборот - за. Я о том, что есть каноны, *повелевающие* всем верным, а не только клиру, причащаться на Литургии, и накладывающие Епитимьи на тех, кто не причащается. На практике же есть масса причин, по которым миряне не могут причащаться в тот или иной день, и тот факт, что вы не накладываете за это Епитимьи, лучше всего говорит о реальности церковной жизни.

То же самое и со служением Епископов. На практике, по немощи ли, ввиду отстутствия разрешения ли от архиерея данной епархии или по каким-либо еще причинам не всегда епископы или клирики служат, находясь в том или ином храме и присутствуя за литургией.

Если нет Патрологии Миня, посмотрите житие блаж Августина - место о его рукоположении. Там детальное описание этого события (хиротонии его Св.Амвросием)

Я согласен, что в матфеевском документе содержится неясность - но следует ли ее толковать как то, что эти двенадцать пресвитеров воскладывали руки? Возможно, имелся в виду какое-то литургическое выражение сего избрания. Или просто присутствие на Хиротонии.

Спаси Христос
Антоний
Re: Повторю и я.
Вот, кстати, хороший текст нашел Капустин

http://www.livejournal.com/users/dmitri_kapustin/28175.html?mode=reply

О хиротонии епископа одним епископом
Из церковной истории народа англов Беды Достопочтенного:

=========
VI. Вопрос Августина: Может ли епископ быть посвящен без присутствия других епископов, если они находятся на большом расстоянии друг от друга и не могут быстро прибыть?

Отвечает Григорий: В церкви англов ты пока единственный епископ, поэтому тебе невозможно совершать посвящение иначе как одному. Что касается епископов из Галлии, то они могут присутствовать при посвящении в качестве свидетелей. Однако мы желаем, брат мой, чтобы ты назначал епископов так, чтобы их не разделяли большие расстояния и чтобы при посвящении епископа они могли легко собраться, ибо их присутствие при этом крайне желательно. Ибо когда епископы с Божьей помощью посвящаются в местах, близких к другим епископам, посвящение не должно совершаться иначе как в присутствии трех или четырех из них. Ведь даже в духовных делах мы должны брать пример с дел плотских, дабы делались они разумно и до конца. Когда миряне заключают брак, приглашают уже женатых, чтобы те, кто прежде вступил на путь семейной жизни, соучаствовали в радости следующих за ними. Почему же тогда человек, соединяющийся с Богом в браке духовном, не может позвать уже сделавших это, дабы они порадовались возведению нового епископа и совместно вознесли за него молитву Всемогущему Богу?
=========
Причем здесь это?
Письменное благословение первоиерарха, каковым являлся папа для Западной Церкви, а, наверное, вместе с ним и Синода (ведь, надо полагать, св. папа не один принимал столь важные решения)как раз и является тем восполняющим условием, под которым и Пидалион дозволяет единоличную хиротонию: "да представят свое согласие посредством грамат". И уж о 12-ти иеромонахах в этом тексте вовсе ничего не сказано. Так что Вы это не к месту привели.

И не надейтесь, дорогой Антоний, опять втянуть меня в затяжную полемику.
Re: Причем здесь это?
И не надеюсь. Я ведь не в оправдании единоличной хиротонии этот текст привел, а в защиту тезиса о том, что прочие Епископы при Хиротонии это СВИДЕТЕЛИ. Так в этот тексте прямо, кстати, и НАПИСАНО ("присутствуют при посвящении в качестве свидетелей")