Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Библейское христианство

.
Когда-то очень давно, не менее 12 лет назад, я впервые услышал о том, что христианство бывает "святоотеческим" и "розовым". В определение "розового" вкладывался догматический и канонический релятивизм, младостарцы, чувственная аскетика и чувственное боговидение, экуменические торжища и др.гуманистический набор. "Святоотеческому" в этой схеме соответствовало догматическое сознание, антиэкуменизм, подчеркнутая эмоциональная бедность и суховатость и, напротив, богатство искусства интеллектуального и духовного диакрисиса - впрочем, без чрезмерного увлечения латинской формализацией. Разумеется, желая быть вместе с "правильным христианством", я сделал выбор в пользу людей, которые исповедовали "святоотеческое". Сначала в МП, затем, девять лет назад, в ИПЦ. Но что-то меня не устраивало в их совокупной позиции, что-то важное и ценное для всего моего предшествовавшего жизненного опыта. Не устраивало всегда.

Сначала у популяризаторов Св.Отцов, затем у самих Святых Отцов, а затем и в Священном Писании я начал все яснее замечать, что главное содержание, которым жили учителя и пророки как до Христа, так и после, было противодействие вполне зримым и персонифицированным врагам Бога и абсолютное и беспрекословное следование Божией Воле. Проникаясь тем, что принято называть библейским сознанием, я стал вначале (еще в МП) удивляться тому, как можно быть одновременно "антиэкуменистом", но при этом выступать в союзе с коммунистами, прямыми и открытыми врагами Самого Бога (что сами выступавшие не считали чем-то догматически и церковно существенным и относили к области малозначительной "политики"). Или, если не выступать в прямом союзе, то по крайней мере считать подобные союзы "меньшим злом", чем "имяборчество", "экуменизм", "этнофилетизм" и т.д. "Нацизм", например, имевший вполне библейские, пусть и грубо упрощенные секулярным сознанием корни, в этой системе координат был значительно большим грехом, чем выступление на стороне прямых и открытых богоборцев (которое либо прямо приветствовалось и оправдывалось ("консерваторами" в МП), либо косвенно замалчивалось (как в РПЦЗ последнего периода существования), либо не наделялось должным значением (как в русанцевской и нек.других ИПЦ), а проводники библейской точки зрения маргинализировалась.

Потом я заметил и другое. В современном мне Православии, как официальном, так и неофициальном, напрочь отсутствовали три важных библейских критерия, которые отличали избранный народ как до Благой Вести, так и после, когда избранным народом стала новозаветная Церковь - во все века его существования:

1)послушание мирской иерархии, поставленной от Бога - и в целом весь сословно-мотивированный, или мотивированный "иерархией служений" библейский дискурс - в современном христианстве, живущим вне "общества служений" и сословного общества подобный критерий не применялся вовсе(ИПЦ). Или применялся, но только в качестве оправдания для послушания прямым Божиим врагам (МП) При этом в самой ИПЦ те группы людей, которые военным (мирским) путем противились богоборцам и, казалось бы, хотя бы по одному этому факту должны были быть безоговорочно признаны Богом поставленными над православными мирскими начальствующими, после окончания WW2 и, особенно, после 1991-ого года, таковыми признаваемыми всеми церковными людьми мирскими начальствующими быть перестали. Т.е. мы все, и в ИПЦ, и в МП, стали жить в немыслимое и невероятное время, когда законных властей как бы и нет и совершенно не на кого стало опираться в мирских делах.

2)Твердое неравноправие и специализация женских и мужских служений в Св.Писании и в традиционных христианских мирах - в современном христианстве это неравноправие сводилось в лучшем случае к символическому обрядовому различению (например, кто первый подходит к Чаше), а в худшем игнорировалось вовсе.

3)Нравственную обсуловленность служений и иерархии авторитетов - пострадавшие за веру в МП и ее ИПЦ-клонах, в отличии от древней церкви, не имели на Соборах и в церквах никаких видимых преимуществ.

Вобщем, люди современной поры перестали бояться Бога, а все их споры между собой (в массе) свелись к тонкостям догмата о Церкви, календарно-обрядовым спорам или к таким довольно схоластическим вещам, как определение значения термина "имя". Наказание Божие, которое в Св.Писание имеет весьма конкретные и чувствительные земные формы, над ними не довлеет. Те же из них, кто действительно боится Бога и интуитивно чувствует, что называется, "библейский дискурс" - на практике дремучие маргиналы, чья энергия канализирована в "борьбу с ИНН", "прививками" и пр.

И я, собственно, вообще таких людей, имеющих настоящий и нелицемерный страх Божий, за все это время так почти и не узнал. Пожалуй, единственным таковым человеком я могу назвать англичанина Вл.Мосса. Ну, может быть, еще двух-трех других. Есть еще старые катакомбники, конечно. Но природные общины Катакомбной Церкви сейчас либо пускают в свою среду новых людей, часто провокаторов, и быстро вырождаются, либо все более отгораживается от активной части воцерковленной публики стеной.

Характерным завершающим штрихом к этой безрадостной картине является отношение воцерковившихся за последние два десятилетия в пост СССР людей к их родителям. О них, о безверующих родителях, подают записки, просят молитв и пр. Все, включая и меня самого. Никакого УЖАСА относительно их судьбы (судьбы людей, ПРЯМО участвовавших в тех или иных формах в организованном бунте против Бога) ни у кого нет. Как нет и исполнения библейских норм. Вообще-то мы не имеем право даже на простое бытовое общение с ними - если осознаем себя как Божиих рабов. От них нужно в ужасе отшатнуться - если они не раскаивают свой ужасающий грех, который выходит далеко за уровень личного благочестия и не имеет ничего общего с суммой т.н. "личных грехов". С какими-нибудь католиками и протестантами, которые сами не исповедуют заблуждений своих древних или современных ересиархов, бытовое общение возможно (и часто, кстати, очень продуктивно). А вот с собственными родными, которые упорствуют в защите тех или иных "правд" или "заслуг" богоборческого проекта - нет.

Если вспомнить МАЛЕЙШИЕ отступления Израиля от веры и то, ЧЕМ за это наказывал избранный народ Господь, и попробовать подумать о том, ЧТО сделали наши родители, становится все понятно, что ж... Только никто так давно не смотрит. Страха Божиего больше нет. А значит вера свелась к каким-то интеллектуальным и чувственным рефлексиям, но не к тому, чем она вообще-то должна быть.

И "борьба с экуменизмом" ныне чаще всего выступает как ШИРМА, за которой сокрыто подлинное содержание духовной жизни этих "борцов" - самодовольное и плохо прикрытое советское сергианство. И самое главное - я просто не понимаю, почему вся поверхность РФ до сих пор не смятена Божиим огнем.

Нам нужно думать не о гномической воле или ипостасных идиомах (хотя в богословии ничего дурного, разумеется, нет), а о том, что мы были (как минимум) членами октябрятских дружин. И раскаивать этот грех до конца дней. Отказаться как от прокаженных ото всех, кто не раскаивает этот и подобный ему грех. Ужас богоборчества в последний раз в "нашей" среде был полноценно, с библейских позиций, осознан лишь блаж.памяти Митр.Анастасием (Грибановским), который в 1948 году в Пасхальном Послании написал:



Из Пасхального Послания Митрополита Анастасия 1948 г.


... Наше время изобрело свои особые средства истребления людей и всего живого на земле: они обладают такою разрушительною силою, что в один миг могут обратить большие пространства в сплошную пустыню. Все готов испепелить этот адский огонь, вызванный самим человеком из бездны, и мы снова слышим жалобу пророка, обращенную к Богу: “Доколе плакати имать земля и трава вся сельная исхнет от злобы живущих на ней” (Иерем. 12, 4).

Но этот страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие: ибо в нем сгорают и те, кто воспламеняют его, и вместе с ним все пороки, преступления и страсти, какими они оскверняют землю.

Представьте себе, чтобы современные Калигулы и Нероны, все тираны, развратники, убийцы не поражались бы смертью: жизнь на земле стала бы невыносимой, превращаясь в преддверие ада. Есть непреложный божественный закон, по которому зло само в себе несет свое возмездие. “Плодом греха, – говорит св. Григорий Богослов, – была смерть, пресекающая грех, дабы зло не было безсмертным”.

Но вы скажете, что истребительный меч смерти падает не только на развращенных и злых, но и на людей добродетельных, и даже святых, и на последних даже чаще, чем на первых. Но для таких людей смерть не является бедствием, ибо открывается для них путь к безконечной блаженной истинной жизни, приобретенной для нас смертию и воскресением Христовым.

Чем алчней становится смерть, чем больше жертв старается она поглотить среди людей и добрых и злых, тем для большего числа смертных она открывает дверь к безсмертию, возводя их из тления в нетление и приобщая их к вечной, неувядаемой жизни...

Атомные бомбы и все другие разрушительные средства, изобретенные нынешней техникой, поистине, менее опасны для нашего отечества, чем нравственное разложение, какое вносят в русскую душу своим примером высшие представители гражданской и церковной власти. Разложение атома приносит с собой только физическое опустошение и разрушение, а растление ума, сердца и воли влечет за собой духовную смерть целого народа, после которой нет воскресения...

“Святая Русь”. Апрель 1948 г. Штутгарт.

Христианство не бывает "розовым" или "зилотским". Оно - библейское и никакое иное. Если нет понимания того, в какое время мы живем, а также нет желания сопоставлять его с событиями, описанными в Св.Писании, к чему тогда вообще все?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments