Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Проблема смешанных браков (из представителей WO и TO)

.
Проблема смешанных браков (из представителей World Orthodoxy и ИПЦ) существует, хотя наиболее актуальна она прежде всего в Греции, где есть множество открытых легальных храмов TO и немало семей, часть членов которых ходят к новостильникам, а часть - к старостильникам. Как она решается в рамках обязательной общей молитвы малой церкви? Сложно сказать, у меня мало данных. Но мы можем поразмышлять о том, что к нам в России ближе, тем более что в Российской Империи законодательство о смешанных браках имело место быть и у нас есть свои собственные прецеденты. Возвращаясь, однако, к нашим временам, следует заметить, что кроме проблемы смешанных браков, есть еще и немало людей, которые давно, в силу своей осведомленности в церковном праве и догматах веры, чувствуют себя немного неловко в храмах МП, но не видят разумной или доступной альтернативы, а также не решаются пока совершенно оторваться от World Orhodoxy. Есть так же немало людей, которые, оказавшись в России в системе True Orthodoxy, смутились душой ввиду необходимости посещать исключительно домашние службы и небходимости выбора между ее различными юрисдикциями, и в результате не ходят никуда, теряют интерес к Церкви. Вот именно для этих двух групп (и никаких, замечу, иных) плюс, может быть, для смешанных браков (в рамках крайней церковной икономии) - данное размышление, которое есть лишь общий взгляд на вещи и на возможности правоприменения которого автор не настаивает.

Иерусалимская Патриархия - мостик между ИПХ и т.н. "Мировым Православием""

Иерусалимская Патриархия имеет два храма в Москве. Она доступна. Один из храмов - подворье ИП, церковь Апостола Филиппа, 1688 г., в центре, на Филипповском переулке (район Старого Арбата).



В качестве альтернативы МП для людей, не желающих окончательно порывать с Мировым Правослвием, это лучший вариант. Почему лучший?

1. В отличии от МП, Иерусалимская Патриархия не является административно-каноническим расколом, так как ее иерархи, в отличии от митр.Сергия Старогородского, не превышали свое служебное положение, не восхищали не принадлежащую им власть и выбирались на законных соборах, а не утверждались Богоборцами на принудительно-безальтернативных "выборах" при послушном участии лишь малого числа епископов-отступников.

2. В отличии от МП Иерусалимская Патриархия не повинна в массовой серийной выдаче Святых Новомучеников и Исповедников как "политических преступников" в руки Богоборцев, т.е. в планомерной борьбе против сонма новых русских Святых.

3. В отличии от МП (и других т.н. "Поместных Церквей") Иерусалимская Патриархия совершенно не замешана в экуменических инициативах, экуменических соборных решениях и экуменических сослужениях, и последовательно много лет выступает против экуменизма.

4. В отличии от большинства т.н. "Поместных Церквей" Иерусалимская Патриархия служит по старому стилю и не имеет в своих рядах богословов (мирян, священников и епископов) , исповедующих идеи модернистов.

5. В отличии от МП, сербской, грузинской, румынской, болгарской, элладской официальных церквей Иерусалимская Патриархия не является государственной церковью - во всяком случае не имеет той замечательной "симфонии" с властями века сего или даже прямыми богоборцами, которую мы наблюдали во всех других, перечисленных выше, случаях. Она может заручаться поддержкой Госдепа США, Европейского Сообщества и ряда других политических сил, которые, при всей своей секулярности, по своему культурному происхождению и разрушительному действию ни в коем случае нельзя сравнивать с авангардом Гуманизма, коммунистами и посткоммунистами.

6. Самое главное: Русская Зарубежная Церковь, не имевшая после войны общения с МП, с Константинопольской, Сербской, Грузинской, Александрийской и Антиохийской Патриархией, а так же с Финской, Румынской, Болгарской и Элладской Новостильнами Церквями, всю дорогу имела тем не менее общение с Иерусалимской Патриархией, до самого конца (и когда рукополагала или подтверждала старостильную иерархию для греков, и когда открывала миссионерские российские приходы РПЦЗ), так как считала ее наиболее консервативной силой в т.н. "Мировом Православии". В 80-е годы, особенно после знаменитого ванкуверского экуменического блуда, существовал даже шанс выхода Иерусалимской Патриархии из общения с Мировым Православием и воссоединением ее с Греческой Старостильной Церковью. Между предстоятелями двух Церквей шел диалог, который, к сожалению, пока закончился ничем. Хотя предстоятель ИП неофициально приезжал в Грецию к архиеп.Хризостому и был принимаем радушно. И не раз.

7. И, самое-самое, пожалуй, главное. Церковность Иерусалимской Патриархии до сих пор де-факто (а кое-где в совсем недавних Посланиях и де-юре) признается греческим старостильным Синодом архиеп.Хризостома Афинского. Кстати, мы имеем и вполне эксплицитные факты интеркомьюниона (и даже большего!) между теми, кто называет себя ИПХ и Иерусалимской Патриархией. Так, хорошо известный Епископ Антоний Граббе является еписком ИП и, одновременно, "епископом РПАЦ на покое".

Единственный минус Иерусалимской Патриархии (хотя и чрезвычайно серьезный) - наличие общения с экуменическими церквами. Но некоторые люди вообщем-то могут толковать его как временное и направленное на исцеление болезни изнутри. Из церковной истории мы знаем, что даже величайшие Святые, такие как Вселенский Учитель Василий Великий, не сразу прекращали общение с иными еретиками (напр., Ефстафием), но давали им время на покаяние или пытались образумить. В некотором смысле Иерусалимскую Патриархию можно сравнить и с киприановским старостильным синодом в системе True Orthodoxy, т.е. "троянским конем" внутри Мирового Православия (как киприановцы - "их" в относительно нашей среде. Хотя, подчеркну вновь, переговоры в 80-е Иерусалимская Патриархия вела отнюдь не с киприановцами, а с ИПЦ Греции архиеп.Хризостома Афинского. ИП вполне можно рассматривать как шаткий мостик между World Orthodoxy и True Orthodoxy.

Итак, для обозначенных двух групп (и, быть может, по крайней икономии для семейных, для членов одной малой церкви, хотя это чрезвычайно пререкаемый вопрос) молитва на подворье ИП в Москве (но не Евхаристия для семейных) могла бы стать каким-никаким, но относительно консервативным выбором.

P.S. Прошу не относиться к данному размышлению строго, это лишь попытка дать ищущим и находящемся в тяжелом положении людям (которых я лично знаю немало) ключ в временному разрешению их проблем. И последнее: то, что такой выбор может быть только временным, этапным и переходным, если он вообще возможен и приемлем, самоочевидно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments