Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Правый эрос

...или эрос и Православие. Первую серию фундаменталистского гендерного сериала читайте здесь.

То, о чем я здесь для юношества напишу, в наши времена всеобщей "религии эроса" (причем обязательно равноправного и доступного эроса - "Хлеба и зрелищ!") , будет выглядеть ужасающим садизмом, фашизмом и надругательством над послевоенными основами бытия. Хотя вобщем-то всем, имеющим хоть малейшее представление о новозаветной традии ясно, что плотское влечение после Благой Вести допускается лишь по нисхождению (и только в браке, причем, словами Апостола, "умеренно пользуемым"). Поэтому настоящий правый дискурс в христианстве - безбрачие, назарейство. Златоуст в книге о девстве пишет: "Девство лучше, и оно настолько же выше брака, насколько ангелы выше людей". Причем, после институализации Церкви в 4 веке, только организованное и раздельнополовое девство, с обетами послушания и раздельным жительством женских и мужских монашеских коллективов, а вовсе не смешанные сборища девственников в миру по образу евстафианских общин.

Нынешнее всеобщее презрение к святыне девства понятно, после WW2 мы живем в женском мире. Нужно, однако, помнить так же о том, что плотское влечение важнее женщинам, чем мужчинам, ибо "Женщина спасается чадородием" (1 Тим. 2, 15). И что безбрачный Спаситель, Новый Адам, не кто-нибудь, а Сын Человеческий и мужчина. Нужно помнить и о том, что абсолютное и подавляющее большинство Святых в христианских святцах - монахи и мужчины. Поэтому девство, высшая форма христианской жизни, это (несмотря на наличии и женских монастырей и их положительный опыт) в очень значительной степени именно и прежде всего мужской дискурс. Монашество есть, словами отцов, "средоточие брани духовной", "воинство Христово". А война, при всем разумном, прекрасном и подлинно добротолюбивом опыте участия в ней и женщин, это мужское. Не по заданности (к девству призваны все, кто может взять в руки меч духовный), а по факту. Причем даже внутри самого мужского монашества следует различать "право" и "лево". Правое крыло обыкновенно схимническое или близко к схимнической традиции, т.е. предельно асоциально. И даже общежительные монастырские уставы запрещают братиям общаться, даже во время общей трапезы. Левое крыло - социально, т.н. "монашество в миру", иеромонахи на мирских приходах, не_понятно_каким_боком монахи-архиереи (которые по определению не могут исполнять обеты послушания и исходить из мира) Впрочем, архиереи это отдельная статья.

Однако коль скоро не все, включая и мужчин, способны к монашеской жизни, да и монастыри ныне совсем не те, что были прежде, нужно поговорить и о браке. Каков он, брак и правый эрос в нем православных христиан?

Ну, во-первых, он действительно "по нисхождению". "А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа".(1 Кор. 7;1,2) Во-вторых, он - умеренный. Златоуст о браке пишет: "Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе" В-третьих, при всей необходимости умеренности, которая скорее имеет отношение к грехопадшим повреждениям эроса (который не следует путать с сексом), а не к эросу как таковому, брак имеет, тем не менее, цель абсолютного соединения двоих ("И будут двое одна плоть" (Быт.2:24) Свт.Иоанн Златоуст, говоря о любви в браке, еще более радикализует необходимость оного полного единства, относя его уже не только к плоти, но и ко всему человеку: "любовь такова, что любящие составляют уже не два, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви" (Св. Иоанн Златоуст. Беседа 33 на 1-е Послание к Коринфянам //PG 61. Col. 2)

Но кем же становится этот "один человек"? Андрогином? Отнюдь. Он становится Адамом с водворенным на место ребром, т.е. мужчиной (Адам и до сотворения Евы из его ребра был отнюдь не андрогином. Св.Писание ничего не сообщает нам о том, что он после сотворения Евы "приобрел пол" и "переменился") Христианское понимание брака это именно правая и мужская его апологетика. "Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (Ефесянам 5:23) "Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (1 Кор 11:3)

Стало быть активная и осмысленная роль в том, что служит делу превращение двоих в "одного человека" в браке должна прежде всего исходить от мужа - жена должна лишь этому послушаться. Жена в браке - объект приложения сил мужчины, телесных, душевных, духовных. Муж, во-первых, должен быть законоучителем жены: "Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами" (Свт.Иоанн Златоуст) Во-вторых, он должен ее обеспечивать. В-третьих, он должен научать ее всем премудростям церковным: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить" (1Кор.14:34) В-четвертых, он должен научать ее вообще всему, так как, помним, "муж есть глава жены", а жена лишь, по образу отношений Христа и Церкви, есть его тело. (как и Церковь есть Тело Христово)

Собственно говоря, жене в этом деле превращения в одного человека вообще не остается ничего, кроме добровольного послушания. Как и Церкви - послушания Христу. Ну и любви к своей главе, которая ее и кормит, и одевает, и научает. Никакого "равноправия" в браке по церковному учению нет. Собственно говоря, весь этот процесс превращение в одного человека по образу подобен следующей метафоре: муж рассекает свою грудь и торжественно и с любовью приделывает к себе свою жену, ребро. Рассечение груди здесь - образ приложения сил, жертва мужчины ради общего единства.

Теперь перейдем к самом деликатной теме "становления одной плотью", о которой обыкновенно не пишут именно в силу ее особого значения и сокровенности: "Тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь" (Ефес.5,32) Апостол, уподобляя брак Церкви и говоря о таинстве единой плоти (ведь брак это именно Таинство, установленное Господом еще прежде грехопадения) покрывает эту тайну молчанием. Но зададимся вопросом - что именно таинственно соединяет Христа и (большую) Церковь? Евхаристия, плоть Христова. А как именно верные подступают к Евхаристии? Правильно, "со страхом и трепетом приступите". Что именно творится в Таинстве Евхаристии? Приобщение к семени новой (вечной) жизни подступающих к ней, сообщение человеку благодати Божией, необходимой для вхождение в Небесное Царство. Ведь, как учит Церковь, каждая Евхаристия есть напоминание о Пасхе.

Человек не может сотворить жизни вечной. Но он тоже творец, ибо создан по образу Творца. И, подобно таинству творения (приобщения к) вечной жизни в большой Церкви, в Церкви малой муж, образ Христа, тоже творит новую жизнь (пусть и не вечную) в таинстве единой плоти (которую, помним, сам апостол уподобляет таинству единства Церкви). Разумеется, творец души и тела ребенка, новой жизни, которая рождается в соединении брачных, тоже Бог. Но человек (мужчина, образ Христа) участвует тут в сотворчестве с Богом. Разумеется, подчиненно. "Таинство единой плоти" Малой Церкви это именно рождение новой (единой) жизни от двух душ и тел. Новой христианской души, которая, если родители воспитают ее во всяком благочестии, может быть постепенно приготовлена Богом и для Царствия Небесного.

Итак, что же зависит в плотских отношениях супругов от жены? Опять - ничего. Полное послушание в любви. К своему мужу она тоже должна "со страхом и трепетом подступать". И с полным пониманием своего недостоинства, кстати (в христианской традиции именуемым благочестием "женского стыда"), как с полным пониманием своего недостоинства мы все подходим и к Чаше в Церкви. Если жена не боится мужа своего, не боится на всех уровнях, от духовного до плотского, то она и не боится Бога. Ведь сказано : "Жена да убоится мужа своего" (Ефес. 5:33)

Но и "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь" (Ефес. 5:25).

Т.е. любить друг друга - обоим. Бояться - только мужа, образа Христа, потому что и имеющие страх Божий в церковной экклесии боятся Бога, а не Бог - свою Церковь. Вот, собственно, и раскрытие темы "правого" (мужского - другого и не бывает) эроса в ее полноте.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments