Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Диффузная религиозность

.
Думая о наших (а значит и своих собственно) перспективах, я все лучше начинаю понимать, что хотя в строго догматическом смысле главной проблемой современности остается экклесиологическое неправомыслие, однако на уровне более приближенном к человеку это все-таки безбожие или "полубожие" большинства, которое, естественно, чрезвычайно сильно воздействует и на меньшинство. В чем, однако, выражается прежде всего эта слабая религиозность даже верующих людей? По моим наблюдениям - в отношении к Святым.

Чем более проявления и указания Бога зримы и конкретны, тем сложнее отодвигать Бога в дальней угол сознания, не замечать Его. Однако если Бог действует только в Евангелиях, в событиях, отстоящих от нас на две тысячи лет, появляется некоторая расслабленность, ощущение богооставленности и, одновременно, безнаказности собственных поступков. Бог - там, далеко, а мы немощны и слабы. Если же мы соглашаемся, что Бог, например, действует и через Святых, которые рядом, если мы признаем, что действия Святых Угодников богодухновенны, тогда жить становится неизмеримо сложней. Ведь от опыта, например, современных нам Святых отвертеться нельзя, они прямо указывают на то, что именно ты должен делать здесь и сейчас. Множество Святых Новомучеников жило в 20-ом веке, их коллективный голос слышен и известен, их мнения по тем или иным проблемам современности (в том числе в отношении МП) проговорены ясным русским языком, неприложны, недвусмысленны и требуют от ответственного верующего соответствующего приложения сил.

Если мы веруем, что Святые и Бог это одно, тогда получается, что мы должны следовать за Святыми. И вот тут наступает коллапс. Абстрактно "любить друг друга" могут все, особенно, когда не живут вместе. Неизмеримо сложнее оставить ради Бога и Святых все, что тебе дорого - прежде всего близких людей.

На это люди не идут. "Куда идти?" - спрашивают они, когда слышат голос Св.Новомучеников. "Уклониться от зла, а дальше Господь укажет путь", - отвечают Святые. И тогда люди... перестают верить во Святых.

Ныняшняя вера - это "вера в Бога" без веры во Святых. И "Бог" в этой вере, естественно, это проекция собственных желаний и хотений. "Бог" тут это ничто, пустота, которая заполняется сообразно тому, что хочет от жизни сам человек.

Прогрессивные реформаторы внутри МП - те вообще, как выясняется, не молятся Святым. У них это не принято, у них есть только, как они пишут и говорят, "прямое Богообщение" (а вернее, разумеется, прелестническое бесообщение - ведь отрицание церковного опыта всегда привлекает в собеседники именно этих существ). Но и обычные верующие, вроде нас с вами, очень редко обращаются в молитвах ко Святым. Да и о чем должен молиться, например, набожный христианин в МП, обращающийся ко Святым Новомученикам? "О Святые Новомученики, дайте мне сил душевных покинуть МП?"

Порвав с верой Новомучеников, МП попала в ловушку. Не глупые люди в ней, вроде свято-тихоновцев, это прекрасно понимают и пытаются изо всех сил что-то предпринять, чтобы преодолеть замкнутый круг. Но какое еще в Церкви делание кроме покаяния? Однако именно оно, при нынешнем составе священноначалия МП, дается людям сложнее всего.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments