Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Сщмч. Феодор (Поздеевский)



Преосвященный Феодор (Поздеевский), архиепископ Волоколамский, ректор Московской Духовной Академии с 1909 по 1917 год. Новомученик, руководитель т.н. "даниловской группы", один из устроителей Катакомбной Российской Церкви. Выдающийся богослов и исповедник, аскет и подвижник благочестия, воспитатель целой плеяды образованного и социально-активного епископата, сыгравшего значительную роль в истории Русской Православной Церкви в ее новомученический период, и предводитель русского ученого монашества, Владыка Феодор, оставаясь в некоторой отдаленности от участия в управлении Церковью, направил всю свою богословскую эрудицию и духовную энергию на окормление архиереев, монахов и большого количества духовных чад, нашедших в то сложное время в архиепископе Феодоре своего духовного наставника.



Библиография по аскетическим творениям Сщмч. Феодора (Поздеевского)

[1] “Психологические и антропологические причины происхождения аскетизма хорошо и подробно выяснены в “ Аскетике ” епископа Феодора (Поздеевского)”. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики . Том 3. Нижний Новгород, 1997. С. 385.

[2] “Вопрос о страстях и о борьбе с ними всесторонне освещен в диссертации иеромонаха Феодора (Поздеевского)”. Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. М., 1996. С. 409.

[3] “Архиепископ Феодор вдумчивый исследователь творений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина творений”. Скурат К. Е. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин — отец Востока и Запада. Встреча. Сергиев Посад, 1998. Выпуск 1(7). С. 3.

[4] “Исследование ученого архимандрита (будущего епископа и ректора МДА) содержит много верных, глубоких и тонких наблюдений, касающихся сущностных аспектов древнехристианского аскетизма и монашества”. Сидоров А. И. Монументальный труд по святоотеческой аскетике С. М. Зарина. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 29.

[5] “Русское богословие вернуло статус научной дисциплины святоотеческой аскетике . <...> Ключевая роль в этом принадлежит архиепископу Феодору (Поздеевскому), ректору Московской Духовной Академии, который в 1911 году очертил основные позиции аскетики как современной богословской дисциплины”. Дронов Михаил, прот. Этика “снаружи” и “изнутри” // Православная беседа. М., 1997. N 4. С. 5.

[6] “В начале XX столетия ректор Московской Духовной Академии создает курс лекций, представляющий собой, по сути, введение в Аскетику как науку о духовной антропологии”. Проценко П. От составителя // Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики . Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 5.

[7] Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви “О задачах Церкви в области богословского образования” // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года, Москва: Документы, доклады. М., 1995. С. 173.

[8] Имеется ввиду книга Сидорова А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., Паломник, 1998.

[9] Ср. “Изучение аскетизма <...> имеет важное апологетическое значение, т. к. подтверждает глубокое и существенное значение религиозного чувствования в жизни человека.<...> Изучение его несомненно представляет серьезный интерес не только с этической и психологической стороны, но и во многих других отношениях.” Зарин С. Значение аскетического принципа в православном богословии и отношение его к современности. // Христианское чтение. СПб., 1907. Т. CCXXIII. Ч. 1. С. 883-884.

[10] Вениамин, иерод. Краткий эскиз-очерк Аскетики . М., 1912. С. 3.

[11] Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. М., 1990. С. 98.

[12] Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики . Нижний Новгород, 1997. Т. 1.

[13] Н. Бердяев. Цит. по: Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия. Воронеж, 1997. С. 86.

[14] Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М., 1997. С. 19.

[15] “ Аскетика — учение о красоте образа Божия в человеке”, главная задача которого “очищать этот образ от искажений, причиняемых нашими грехами”, а цель - “еще здесь, на земле, украсить, преобразить, богоуподобить человека, ищущего вечного спасения”. Алексий II , патриарх Московский и всея Руси. Филокалия в русской аскетической мысли // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. N4. С. 51.

[16] Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 248.

[17] Кожевников В. О значении христианского подвижничества в прошлом и в настоящем. М., 1910. Ч. 2. С. 83.

[18] Осипов А. И. Ищущему спасения. Житомир, 1997. С. 5.

[19] Осипов А. И. Религия, философия, наука на пороге III тысячелетия // Журнал Московской Патриархии. М., 1999. N 1. С. 79.

[20] Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение истины. М., 1990. С. 99.

[21] Вениамин, иерод. Аскетика или подвижничество о Христе Спасителе Боге. Киев, 1906. С. 18.

[22] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Сергиев Посад, 1994. С. 421.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments