Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Одни и те же слова...

...в разных устах... Когда миряне свидетельствуют о том, что "в наши времена духовников (т.е. постоянных принимающих исповедь священников) не осталось", это одно. Когда тоже самое утверждает духовник крупного и крепкого прихода, секты или общины пахомиевского или евстафианского типа, это совершенно другое. Подтекст и смысл иной - "Не осталось кроме меня".

Это общая проблема для ИПЦ и Мирового Православия - иметь несколько принимающих исповедь священников или иметь постоянного и единственного духовника? Для брачных мирян в наши времена исповедоваться только лишь у одного батюшки это почти всегда духовные проблемы и даже смерть. И, если в ИПЦ вопрос этот заострен ввиду малого количества священников на единицу территории, и отчасти этим извиняется, то в МП это - осознанный выбор пути в ад. Постараюсь пояснить столь необычную возможно для многих православных христиан мысль.

Вопрос о духовничестве (т.е. одном и постоянном принимающем исповедь священнике) для мирян очень сложный. С одной стороны, бытует распространенное поверье, что постоянный священник лучше знаком именно с твоими духовными проблемами и иметь постоянного священника хорошо. С другой стороны грехи универсальны, а Таинство, которое и есть исповедь, столь же универсально - благодать покаяния подает не священник, но, через священника, Господь. Необходимо добавить также, что в наше время духовного оскудения и широкого распространения лжестарчества Святые вообще советуют НЕ ИМЕТЬ постоянных и близких контактов с духовными лицами, но лишь приходить в церковь, исповедаться, причащаться, не стремиться к близкому знакомству НИ С КАКИМИ батюшками и больше читать Св.Отцов. Именно об этом и говорил Святитель Игнатий Брянчанинов в 19-ом веке, призывая быть "к людям века сего, что в рясе, что во фраке", крайне настороженным.

Проблема "духовников" (а не простых принимающих исповедь священников) усугубляется стократно, если речь идет о "духовниках" для женщин. В аскетической литературе подробно описан психологический феномен зависимости от постоянного духовника, в который впадают мужние жены. Они начинают видеть образ Христа только в нем, а не в муже, и тем унижают брак и постепенно полностью утрачивают доверие к своему супругу, образу Христа в Малой Церкви. Кроме того, в дело вмешиваются сугубо медицинские проблемы, описанные в психоаналитической литературе. Речь идет об особой душевной близости, возникающей между духовником и мужней женой, которая должна в идеале быть ТОЛЬКО МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ. Нечистоплотные и обремененные собственными страстями духовники, часто сами не осознавая меры своей распущености, пользуются своим положением чтобы иметь максимально много духовной власти над максимальным количеством женщин - а это ведь есть простое сублимирование сексуального чувства. Опытные и аскетически настроенные духовники, напротив, пресекают таковые попытки видеть в себе эквивалент мужа на корню. Но таковых "опытных" ныне практически нет - об этом и свидетельствует Св.Игнатий. Именно поэтому женщинам в наши времена ОСОБО противопоказаны духовники, т.е. постоянные духовные отцы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments