Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Об "Острове"

Очень не хотел писать, так как с симпатией отношусь к Петру, да и фильм вобщем-то позитивный. Но все-таки придется. По жанру этот фильм - научная фантастика. Так не было. Понятно, что фильм не претендует на историчность, что его задача в другом. Но ведь сейчас его раскручивают еще и как "нашу историю", как "правду о Церкви" (т.е. об МП.)

А реальность была другой. Речь в фильме идет о 60-х годах.

Нам показано:

1. К старцу в 60-е годы тянется вереница людей, десятки, сотни. Один за другим. Причем приплывают они чуть не на специально выделенном государством катере (!)
2. Ни одного слова о советской власти, ни хорошего, ни дурного. Ни одного почти артефакта советской жизни. Ни "борьбы за мир", ни воспоминаний о войне и "Победе", ни всех этих советских бытовых разговорчиков о том-сем, ничего. "Остров" находится в метафизическом вневременном небытии, за пределами реальности. И даже приезжающий в конце чудом выживший командир старца, ставший генералом, не добавляет в эту реальность, как и фашист в начале фильма, совершенно ничего.

А на самом деле:

1. Никакого "старчества" в 60-е годы в легальной (т.е. при храмовой, около монастырской) среде не было. Это время хрущевской "церковной реформы" (иногда тенденциозно называемой "хрущевскими гонениями на МП"), вымещения внутренней послевоенной активности МП-победительницы во внешний мир. Суть этой реформы сводилась к следующему: все было строжайше запрещено внутри и, одновременно, разрешено снаружи (МП стала экспортным товаром, частью советского проекта "Борьбы за мир", т.е. пропаганды марксизма вовне) Именно тогда МП вступила в ВСЦ. А внутри страны "пойти к старцу" означало минимум вызов на допросы и изгнание с работы. Старчество в МП как социальный феномен начинается где-то в начале-середине 80-х, когда "моральные устои" бывших строителей коммунизма начинают дряхлеть. Большинство этих первых "старцев", впрочем, были духовными чудовищами, их советы на начало 80-х составляли среднее синкретическое производное из Рамакришны и Толстого.
2. Советские и антисоветские разговоры составляли примерно 90 процентов всего, что обсуждалось в церковной среде. Причем оба направления исходили из одного источника (антисоветизм обычно являлся рутинной провокацией, если на него не покупались и возражали - знаком того, что далее общаться дозволено)

И еще: эта среда была настолько гнусной в чисто эстетическом плане, безотносительно "церковной позиции", просто глазами обычного отвлеченного человека, что почти идеальная картинка "Острова" это просто инореальность, патриархийный рай. Представить себе скит или монастырь того времени (да и нынешнего) без откровенных, скабрезных, елейных, нахальных, неотвязных, назидающих, одухотворенных и слюноточивых мужеложников, латентных или практикующих, практически невозможно.

Я сказал все, что хотел. Простите. С Богом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments