Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Митр.Антоний (Храповицкий) - больший зилот, чем будущие матфеевцы и флориниты

В ЖЖ стало появляться все больше материалов относительно позиции Митр.Антония (Храповицкого) по вопросу Новостилия. Часть из материалов "порочащего свойства" исходит от кириковцев, часть от лавровцев. Задача обоих сторон понятна, представить Митр.Антония как сторонника Новостильной Церкви. Как это обычно бывает, интересы противоположных сторон сходятся в данном вопросе в одной точке, ибо кириковцам необходимо опорочить РПЦЗ, а лавровцам - подчеркнуть преемственность своей новой позиции исторической позиции Зарубежной Церкви.

Однако даже поверхностное обращение к истории РПЦЗ и истории Священной Борьбы старостильников в Греции обнаруживает, что Митр.Антоний был гораздо большим зилотом, чем будущие матфеевцы и флориниты. Да, он участвовал в 1925 году в рукоположении Румынского Патриарха, но после 1925-ого года категорически воспрещал своим духовным чадам и всем членам РПЦЗ иметь Евхаристическое общение с Новостильниками. Его позиция, отраженная в многочисленных письмах, сводилась к тому, что Евхаристического общения с Новостильниками иметь ни в коем случае нельзя, хотя он и не решался еще отрицать их Таинства.

В это же самое время (конец 1925-ого года) будущий Епископ Матфей находился на старостильном Афоне (сохранившим Старый Стиль в виду его особого статуса, однако поминавший в целом вселенского Новостильного Патриарха), уехав с Афона только в 1926-ом году. Причащался ли он на Афоне? У меня нет на эту тему документов, однако этот вопрос не принципиален - ибо он в 1935-ом году воспринял преемство от 11 лет причащавшихся в Новостильной Церкви. В это же самое время, вплоть почти до самой смерти М.Антония, трое будущих Иерархов Старостильников, продолживших в 1935 году Апостольское Преемство как матфеевцев, так и флоринитов, находились в Новостильной Церкви (и, естественно, причащались в ней) Они, вплоть до 1935-ого года, "боролись изнутри".

Лавровцы и кирикиты недобросовеcтно цитируют письмо М.Антония к иеросхим. Феодосию Карульскому, где он призывает его оставаться пока в подчинении Новостильным Иерархам - и на этом основании заключают, что М.Антоний становился на сторону Новостильников. Все правильно, он советовал, ибо в Греческой Церкви на тот момент не было еще ни одного старостильного иерарха, шла "борьба изнутри", и многие, в том числе и М.Антоний, в том числе и трое иерархов, вернувшихся только лишь в 1935-ом году в Православие, надеялись, что она закончится возвращением всей Элладской Церкви на Старый Стиль, но до 1935-ого года остававшихся внутри и не уходившими от своего "Священноначалия".

Таким образом, М.Антоний, надеявшийся вместе с зилотами внутри Греческой Новостильной Церкви на уврачевание Новостильного раскола, НО НЕ ПРИЧАЩАВШИЙСЯ С НОВОСТИЛЬНИКАМИ И КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАВШИЙ ИМЕТЬ С НИМИ ОБЩЕНИЕ СВОЕМУ КЛИРУ И ПАСТВЕ, оказывался...большим зилотом, чем те, кто в будущем со стороны греков восстановил иерархию старостильной Элладской Поместной Церкви.

Итак, в самом своей основании, РПЦЗ в лице своих лучших людей - трезвее и последовательнее греков, что бы не говорили кириковцы и лавровцы на этот счет. Другое дело, что в 60-е-70-е со стороны отдельных Ее иерархов наблюдались отступления, но это уже следующий вопрос. "Отдельные отступления" кончились Торжеством Православия в 1983-ем году - прогремевшей на весь мир Анафемой на Экуменизм. И только после смерти Свт.Филарета, с переходом первосвятительского трона Митр.Виталию, они переросли в "систему".

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments