Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Церковное объединение как этап государственной легитимации

Несколько слов в преддверии майского Всезарубежного Собора



Церковная политика неразрывна с мирской и есть ее частный случай, верхний этаж, что видно и по Священному Писанию. Впрочем, от этого политика в частности и история христиан вообще не перестает быть менее священной.

Хорошо, срок давности, который составляет в нынешней политике около полугода, истек, и поэтому я думаю, что могу рассказать кое-что заинтересованным лицам о том, что реально сейчас происходит между Патриархией, Зарубежной Церковью и Правительством РФ. Момент, когда публикация даже обрывочных сведений могла помешать Православным, прошел. Впрочем, компетентные люди догадывались и сами, даже не имея источников (и особенно отрадно это было наблюдать по некоторым ЖЖ), поэтому это будет скорее ликбез для тех, кто только входит в суть проблемы как таковой.

Но сначала небольшая предыстория.

Многие в конце 90-х начале 2000-х годов, увидев заинтересованность нового государства в сближении Московской Патриархии и Зарубежной Церкви, расценили ее как исходящую из трех основных мотивов:

1. Укрепление "российского присутствия" за рубежом и использование национальной диаспоры в интересах российской внешней политики по образцу национальных лобби китайцев, евреев и армян в гос-вах Запада.

2. Расширение активов недвижимости, принадлежащих РФ или Московской Патриархии в зарубежье

3. Укрепление зарубежными церковными кадрами ядра разложившихся, аморальных и социально не респектабельных кадров Московской Патриархии

Итак, если кратко: все эти причины, которые целых пять лет называли в качестве заглавных глубокомысленные церковные комментаторы вроде Солдатова, HGR'а, о.Михаила Ардова и пр, совершенно не состоятельны. По сравнению с тем, сколько "стоит" проект, средства они не оправдывают. Вся зарубежная собственность, которая была необходима МП на системном уровне, для развития, была ей получена еще в 1999-2000 годах. Диаспора и так давно "пророссийская" (за исключением мелких маргинальных групп). А что касается управленческих кадров, то кроме архиеп.Марка в РПЦЗ их просто не осталось (меж тем как в Патриархии мощно формируется целая плеяда новых эффективных церковных управленцев) Т.е. РПЦЗ по сути Патриархии совершенна не нужна. Не необходимы ресурсы умирающей зарубежной церкви "сами по себе" и правительству.

Реально у современного российского государства в данном процессе был (и остается) только один существенный интерес: легитимация

Частью проекта "легитимация" является церковное сближение. Но оно в нем на второстепенных ролях. РФ необходимо превратиться де юре в правопреемника Российской Империи. При этом должны быть соблюдены два условия:

1. Никаких законов о Реституции и Люстрации не проводится и нынешняя политическая и экономическая элита в полном составе остается на своих местах.

2. Не смотря на это, разрыв между властью не законной и властью законной покрывается за счет созыва некоего суррогата земского Собора и церковного благословения, в котором обязательно должны участвовать иерархи, не запятнавшие себя союзом с коммунистами. Хотя бы в качестве статистов.

Таким образом на системном уровне произойдет преодоление главного символически-правового противоречия русской истории 20-ого века, что необходимо для дальнейшего экспонентного роста.

Проект "церковного сближения" между РПЦ МП и РПЦЗ есть начало проекта "Реставрация". Не монархии и не Российской Империи, но легитимной правовой российской государственности как таковой, с переписыванием Конституции, урегулированием вопросов правопреемства и пр. По сути этот проект можно уподобить покупке знаменитого бренда со стороны заинтересованной управляющей компании.

Мне известны многие частные фазы этого проекта и, главное, некоторые будущие перспективы, авторы оперативных инновационных социальных идей. Хотя мое знание далеко не полно (впрочем, и проект не есть нечто догматическое, он имеет несколько альтернативных вариантов развития, и его авторы сами пока не знают, по какому пути они пойдут - вопрос тактики остается дискуссионным, однако истории общей стратегии проекта вот уже пять лет).

Если есть конкретные вопросы, постараюсь на них ответить. Хотя и не уверен, что смогу ответить на все.

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments