Так причем же здесь Просвещение? А при том, что его идеи лежали в основе и французской, и американской революции. И, кстати говоря, в основе революции русской. В совсем окарикатуренном виде они предстали во времена Гражданской Войны в США в пропаганде аболиционистов. Главная из них, общая для всех просветителей, состояла в том, что добру, благородному поведению и ценностям свободы можно научить даже пигмея или папуаса, не говоря уж о французских люмпенах, если вызволить их из дикой природы, дать им необходимые средства саморазвития и поместить в человеческую среду. Просветители спорили друг с другом по множеству вопросов, но в этом они были едины. Своеобразный просветительский consensus patrum именно в этом вопросе связан с личными особенностями их самих.
Кто же такие эти просветители, властители дум галантного XVIII века? Un mass - представители Третьего Сословия, пусть и всесторонне образованные в различных господских науках. Дидро - сын ножовщика, Вольтер - сын мелкого чиновника, нахлебника в домах аристократов, высмеивавшего их за их же деньги, писавший похабные стишки даже про регента и попавший за это в Бастилию, Руссо - сын мелкого ремесленника-часовщика, Д’Аламбер - бастард, воспитывавшийся в семье стекольщика. В общем, человечишки так себе. Неплохо овладев господским искусством риторики они, выражаясь образно, постоянно хрюкали, улюлюкали и пукали, а главная их идея состояла в том, что аристократами духа, защитниками общественной морали и нравственности можно стать не в следствии длительной многовековой генеалогической селекции древних родовитых европейских семейств, не проливая веками в лице своих предков и потомков кровь за защиту Отечества или отказываясь от мирских благ для принятии монашеского ангельского облика, не отказываясь опять же веками от доходных торговых промыслов Третьего Сословия в пользу благородных и убыточных аристократических служений, а так просто, с улицы. Вернулся из вонючего мужицкого кабака, засел прилежно за книги и завтра ты уже self made аристократ почище представителей самых известных европейских родов и фамилий. Главное - вытащить себя за волосы из кабака, что им, кстати, не всегда удавалось. А эмансипация американских негров это, так сказать, развитие идеи в Новом Свете и спустя столетие.
Что ж, прощай славная эпоха Просвещения, закончившаяся всеамериканскими погромами, похожими на всерусские и всефранцузские. Целых два с половиной столетия потребовалось для того, чтобы даже до тупоголовых американских лавочников с масонско-контрабандистской родословной, "солярных комиссаров" в Отечестве и прочих розенкрейцеров пролетариата в Европе дошло, что от осинки как правило, а не в виде исключения, ибо Богу, конечно, возможно все, не родятся апельсинки.