Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Подумалось

Эх, вот уйдут старые железные кадры сергианства (Снычев ушел, Крестьянкин ушел, Питирим ушел, Ридигер на ладан дышит) и останется только третья вода на киселе, постмодерн, сочетания сергианства с антисергианством, ну вроде того, что у о.Михаила Ардова и о.Гр.Лурье.

Вспомнил в связи с последним одну забавную историю. Как-то в 2000-ом году приезжал на головинку Митр.Валентин. Была архиерейская служба. А после службы о.Михаил сказал речь минут на тридцать, из которой следовало только одно - как же Митр.Валентин велик. О.Михаил, говоря все это, стоял, вжав голову в плечи, уменьшившись ростом раза в полтора и подобострастным голосом перечислял все заслуги Митр.Валентина (я правда так и не понял, в чем имено они заключались и как подобную речь можно было растянуть на полчаса) А Митр.Валентин... величественно и с явным удовольствием внимал. Я переводил взгляд с о.Михаила на Вл.Валентина... Вокруг стояли притихшие прихожане... Мне стало стыдно.

Да, тогда меня это все здорово потрясло: как так, о.Михаил Ардов, такой правильный, и так униженно и льстиво себя ведет. И митр.Валентин, почему он не оборвет этот густой поток лести? Ведь личная лесть не душеполезна ни говорящему ее, ни внимающему... Объяснил мне все потом головинский сторож и старожил, Илья Григорьев. Он сказал: "Понимаешь, Ардов такой человек. Он считает, что все, кто ниже его - грязь. Но и сам он грязь по отношению к вышестоящим. Это - духовная позиция".

Как-то раз на 9 мая в храм приехали телевизионщики и о.Михаил сказал им нечто чрезвычайно твердое про сталинскую "Победу", в духе традиционной риторики РПЦЗ и Катакомбной Церкви. Я тогда записал то, что сказал Ардов журналистам, а потом поместил на "Романитасе". Тут же мне позвонил Митр.Валентин (не знаю, как уж он так быстро нашел мой телефон тогда) и начал ругать меня и Ардова. "А этого вашего о.Михаила я, понимаешь...!" , - грозно вещал Митр.Валентин мне в трубку. О.Михаил, узнав об этом, быстро поджал хвост и сказал мне весьма жалобным голосом: "Владыка меня терпит, но не любит". Опять я был потрясен. Причем здесь "любовь"? Если есть разница во взглядах, столь важных для христиан, то ее ведь необходимо, обращаясь к преданию Катакомбной Церкви и РПЦЗ, к коим декларирует свое духовное преемство РПАЦ, прояснить. И прийти к той точке зрения, которая и является для РПЦЗ и КЦ по данному вопросу традицией.

Потом, помню, о.Михаил Ардов, прочтя первые просталинские тексты Холмогорова, пришел сам в ярость. Но ярость быстро улеглась, как только из Суздаля пришел приказ: "Холмогорова не трогать". Митр.Валентин взял Холмогорова под личную защиту. И с тех пор о.Михаил говорил о Холмогорове очень тепло. И даже (внимание!) настаивал на его участии в пресс-конференциях РПАЦ - причем даже когда Саша Солдатов мягко и осторожно выражал в целесообразности этого участия некоторые сомнения (ведь Холмогоров уже к началу-середине 2000-ого года был известен как красный просталинский автор). А когда "Романитас" писал нечто критическое про очередные сталинские эскапады Е.Х., о.Михаил визжал на меня и брызгал слюной (буквально). Интонировал на высоких тонах, близких к ультразвуку: "Я тебя опозорююю!" Я вежливо молчал в ответ, опять же не понимая его, что раздражало о.Михаила еще больше. Что означает в устах церковного человека и священника слово "опозорю"? И опять мне все объяснил Илья... Но у меня было тогда еще внутреннее непонимание - противоречие между тем, что о.Михаил говорил на проповедях и тем, как он поступал в жизни.

А потом я все понял и сам. Вера всех этих людей была лишь заимствованной формой, а внутри было нечто совсем иное. Вот это "иное" и было главным. Потом я увидел такую же способность к маневрированию и у других суздальцев, у большинства из них. В какой-то момент я понял, что это не грехи отдельных людей, а культура. И когда мы, Володя Мосс, я, Н.Д. и другие поняли, что бьемся с ветряными мельницами (а не с "неправильными убеждениями"), мы ушли. "Убеждений", т.е. веры, за которую нужно страдать и которую необходимо отстаивать, у суздальцев не было никогда. Начиная с самого Митр.Валентина, который перешел в 1990-ом в РПЦЗ отнюдь не из-за веры.

Была лишь симуляция тех или иных убеждений, варьировавшихся в зависимости от обстоятельств и "удобства" от одних до прямо противоположных. И абсолютно патриархийный, ложно аскетический уклад церковной жизни. Т.е. ровно то же самое, что и в МП.

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments