Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Вопросы агиографии: Митрополит Иоанн Снычев и В.М.Лурье


Поскольку HGR занялся описанием событий 80-90 гг, причем его повествование, перемежающиеся биографическими деталями и психологическими портретами живых и мертвых людей, производит впечатление труда отстраненного наблюдателя, а не посильного участника событий, то рискнем и мы опубликовать некоторые воспоминания о HGR'е, расказанные нам знавшими его близко и даже родными ему людьми. Тем более, что судьба HGR'а в них пересекается с судьбой столь значимого для ленинградской Епархии МП Митрополита Иоанна Снычева. То, что здесь описано, сейчас выглядит невероятно. Однако неожиданны и пути иных людей. За всеми историями стоят живые пока еще свидетели и очевидцы.

История первая. Духовником В.М.Лурье в начале 90-х был весьма известный в узких кругах о.Алексий Макринов, который относился к В.М.Лурье не по-христиански пренебрежительно, хотя и был в ответ весьма горячо почитаем самим В.М.Лурье. Впрочем, история наша умалчивает обо всех подробностях их любопытных отношений и начинается с того, как О.Алексий в какой-то момент собрался переходить в РПЦЗ. И тогда В.М.Лурье, любивший своего наставника, пришел грустным к одному своему знакомому и сказал ему: "Теперь я смогу причащаться только раз в год" "Почему?", - задал вопрос знакомый. "Потому что мой духовник собирается уходить в РПЦЗ. Соответственно, буду вынужден уйти и я вместе с ним, ведь я не могу его ослушаться. РПЦЗ я признаю, но она канонична только вне пределов России, а ее приходы на канонической территории МП - раскол. Поэтому мне придется причащаться только заграницей, а туда я по средствам смогу ездить только раз в год". О.Алексий Макринов тогда отозвался об этом так: "Ну что ждать от человека по фамилии Лурье?", что не умолило благоговения, любви и почтения В.М.Лурье по отношению к своему духовнику.

В конце-концов В.М.Лурье пошел к авве Митрополиту Иоанну, чтобы поговорить с ним о своем духовнике, и сказал ему: "Владыко, мой духовник собирается в раскол. Но и мне без духовника непонятно что делать - не могу же я своего духовника бросить сам. Что Вы мне благословите?" Владыка Иоанн ободрил В.М.Лурье и заявил, что с этого момента он берет его в свои духовные дети и снимает с него верность его предыдущему духовнику. Так В.М.Лурье окончательно и прочно закрепился подле Митр.Иоанна.

История вторая. Митрополит Иоанн, как и о.Алексий Макринов, в некоторых вопросах был зилотом и определенных лиц, даже самых к нему ближайших, выше чтеца не рукополагал. Между тем В.М.Лурье священиком быть хотел. О.Александр Жарков, которому В.М.Лурье был так же ближайшим помошником, хлопотал о рукоположении В.М.Лурье лично перед Митр.Иоанном. Тот отказал, сказав, что для церковной пользы В.М.Лурье надлежит быть чтецом. Тогда В.М.Лурье поехал на остров Залит к широко известному старцу МП Николаю Гурьянову и тот его рукополагаться горячо благословил, о чем и было доложено Митр.Иоанну. Но особенного эффекта сие благословение островного старца не произвело. Будущий о.Григорий тем не менее нашел себя в ином качестве близ Митр.Иоанна. Он, например, участвовал по благословению Митр.Иоанна в издании книги об истории ленинградской епархии РПЦ МП и вообще стремился всячески быть ему полезным. Задающимся вопросом о том, как подобная близость к Митр.Иоанну, о которой любил говорить всем своим знакомым сам В.М.Лурье, могла сочетаться с близостью Митр.Иоанна к другому своему помошнику, К.Душенову, отсылаю к материалам о К.Душенове, присланным Ольгой Белоусовой.

История третья: В.М.Лурье был известен в середине 90-х годов в Петербурге как человек, который крайне отрицательно относился к тем, кто говорил о необходимости осуждения Митр.Сергия Старогородского. Часто от него слышали такие слова: "Если МП когда-нибудь осудит Митр.Сергия, я уйду из МП - пойду к беспоповцам или на край света, но никогда с этой несправедливостью не смирюсь". Впоследствии, после перехода в ИПЦ в конце 90-х годов, он это мнение о.Митр.Сергии во многом сохранил и проявлял его иногда публично самым неожданным образом.

История четвертая: В какой-то момент В.М.Лурье, будучи приближеным Митр.Иоанна и желая ради обожения преестественного развестись со своей женой Светланой, сказал ей, что Старец советует Светлане принять постриг (до этого он говорил Светлане, как и другим, что видел исходящий от м.Иоанна нетварный свет, и вообще авторитет Старца-Митрополита насаждался в его семье исключительный). Светлана не хотела постригаться, но раз Старец велит... Скрепя сердце, Светлана пошла к знакомой монахине и справилась у нее о бытовых предписаниях для принимающих ангельский образ...Прочла несколько книг. В конце-концов В.М.Лурье объявил супруге, что о.Иоанн готов ее принять. Они оба предстали перед глазами Старца и тут Светлана не выдержала, слезы ручьями брызнули из ее глаз и она, пытаясь безуспешно их сдержать, пробормотала "Я согласна, Владыко". Митр.Иоанн строго посмотрел на В.М.Лурье и произнес: "Вася, ты же мне говорил, что Светлана хочет сама?" В.М.Лурье, беспокойно переводя взор со Старца на супругу, начал быстро-быстро ее уговаривать: "Фотя, Фотя, ну скажи, ты ведь хотела сама!"

В другой раз В.М.Лурье сообщил супруге, что ее благословил принять постриг иеромонах Василий Гроллимунд из прихода Сербской Церкви в Германии, которого она весьма почитала. Она, поверив, поехала к нему и выяснилось, что он ни словом ни духом даже и не знал, что Светлана хочет принять ангельский образ и, разумеется, ее на это не благословлял. Более того - иеромонах Василий Гроллимунд в беседе категорически не благословил Светлане постригаться, хотя она этого и не хотела. Единственным человеком, который желал ее пострига, был ее муж.

Впоследствии, через неск.лет после смерти Старца-Митрополита Иоанна, В.М.Лурье написал книгу "Призвание Авраама", где подвел теоретическую базу под развод без согласия одного из супругов, попутно объявив Каноны Гангрского Собора" полуарианскими" и "случайно включенными в книгу правил", а всех женатых не причастными к Новозаветной благодати. "Согласие" было в конце-концов "получено" и Митр.Валентин Суздальский его постриг. Его жена "вышла замуж" за его соратника, Егора Холмогорова, и они втроем затем участвовали в различных общественных, научных и иных предприятиях. Потом была оставлена и Холмогоровым, а где она теперь мне неведомо. Пишу об этом лишь потому, что "Призвание Авраама" многие люди сейчас воспринимают совершенно серьезно и вне контекста его написания, а для иных эта книга уже шесть лет является богословско-каноническим и церковно-историческим инструментом для решения одним махом своих семейных неурядиц и проблем.

Все истории воспроизведены со слов непосредственных участников и свидетелей событий - прежде всего самой Светланы Лурье.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments