Классическую античность с Новым Временем роднит и социальный прогресс - точно так же, как в России или США XVIII-XIX веков было отменено холопство и рабство и заменено крепостничеством или другими формами социальной зависимости в античных Греции и Риме рабов постепенно, но неуклонно сменяют полузависимые колоны. Уже в IV веке до нашей эры Диоген Синопский и киники были противниками рабства, а речи Цицерона и Сенеки, несмотря на то, что американскими аболиционистами они не являлись, полны гуманистического пафоса в духе XIX века - «Покажи мне, кто не раб,— призывал Сенека.— Один в рабстве у похоти, другой — у скупости, третий — у честолюбия и все — у страха». Сенека стремился доказать, что раб — не «говорящее орудие» или быдло, а человек. Конечно (и тут он не сходится с Александром II и Линкольном Освободителем), если этот раб - грек.
В общем, механические компьютеры не всегда сменяются полупроводниковыми, а маврам, в отличии от галлов, не всегда дают вольные, тем более не всегда упраздняются иные сословия. Никакого "линейного прогресса истории" и никакой "исторической неизбежности" в реальностях XX-XXI века нет, а античность это не "далекое прошлое", а, фактически, позднее Новое Время ver. 1.0, наш XIX век.
Знаем ли мы европейскую античность? От малой части, примерно в объеме тех знаний, которые может дать крохотная сельская читальня сталинских каких-нибудь времен с сотней зачитанных до дыр томов о XX веке. А ведь это была цивилизация сопоставимая с нашей, а в чем-то лучше и здоровее ее.