April 10th, 2007

Наши православные традиционалисты

"Автор, кстати, является наставником ЕСМ. На одном занятии школы молодого традиционалиста предлагал канонизировать Чикатило".

ЕСМ, если кто не знает, это детище постоянного гостя "Русского Дома" и других милых православно-патриотических посиделок православного философа и политика А.Г.Дугина. Недавно, как рассказывают, ему, в числе прочих членов плеяды новых православных авторов, из Администрации пришел заказ на написание учебника по новейшей русской истории для средней школы, что последний блестяще и исполнил.

Святитель Иоанн Златоуст и преп.Исидор Пелусиот о власти от Бога

"Власти учреждены от Бога ... Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божьей премудрости. Потому Апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти... Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношей, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником... А безначалие везде есть зло и бывает причиной безпорядка... Ведь от властей для государств бывают безчисленные блага: если упразднить их, все погибнет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжище и ничто другое, но все ниспровергнется, так как более сильные поглотят более слабых..." (Творения, т. IX, стр. 774-77).

Архиепископ Аверкий (Таушев), авторитетный автор золотого периода РПЦЗ, на это замечает:

Как из вышеприведенных слов святого Златоуста, так и из дальнейших его рассуждений совершенно ясно, что св. Апостол говорит здесь не о "всякой" власти, в смысле безразличия того, в чьих бы руках власть ни находилась, а о самом институте власти, как таковом — о том, что самый институт власти установлен Богом ради упорядочения жизни людей, что государственная власть, по своей идее, есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, или безначалия, грозящей нежелательными потрясениями и разрухой для человеческого общества.

Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас Отец Церкви преп. Исидор Пелусиот. Указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает:

"Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев" (Творения, ч. II, письмо 6-ое).

Ο πατήρ τών πραγμάτων

"Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей" (С)

Закончился Пост, началась весна. Возмужавшим юношам, для приобщения к таинству брака, которым Господь не обделил и язычников, пришла пора бросить целомудренный взгляд на лучшую половину человечества. Новости Матрицы:



via orthobonus Здесь

Даже гламурные девушки скучают по отцу всех вещей. Но мне симпатичнее не гламурные:



via

И совсем уж нравятся истинно-православные



Последние, между прочим, герои-первопоходницы, via

Одна девушка - другой

О защите Временного Правительства от красных (в том числе силами Ударного Женского Батальона)

"...Просачивавшихся в окна красногвардейцев разоружали, но когда их скопилось достаточно, они набросились и разоружили самих юнкеров. А когда обнаружилось, что за баррикадой уже никого нет, сплошной поток штурмующих во главе с Антоновым-Овсеенко и Чудновским беспрепятственно хлынул со стороны Дворцовой площади. Внутри дворца никакого сопротивления не было — при подавляющем неравенстве сил оно было немыслимо. Временное правительство арестовали и отправили в Петропавловку. Юнкеров, взятых во дворце, жестоко избивали. Часть ударниц были изнасилованы. Солдатня восхищалась «Ну и бабы! Одна полроты выдержала!» (Потом покончила с собой.) Кое-кого убивали по темноте да под горячую руку.

Несколько штурмующих утонули в вине во время вакханалии в дворцовых погребах. Многие упились до смерти. От разграбления Зимний дворец спасла вовсе не революционная дисциплина. Просто главные ценности распоясавшимся хамам были не нужны. Им бы чего попроще. Тащили вино из погребов, еду из буфетов. Рвали обивку мебели. Шелковую — на портянки, кожаную — на сапоги. Все лестницы дворца были заблеваны пьяными. Петроград пал...."

"Если мужикам надо было пулю последнюю для себя приберечь, то нам и подавно..."

Гуманизм и человеколюбие

Одно и тоже? Первое употребляется исключительно не христианами, второе - христианами.

Термин "гуманизм" отнюдь не был известен эпохе Возрождения, но является изобретением девятнадцатого века. Немецкое слово Humanismus было впервые использовано в 1808 г. по отношению к форме образования, в которой главный акцент делался на греческой и латинской языческой классике. В литературе это слово впервые встречается в работах Самуила Колериджа (1812 г.), где оно использовалось для обозначения совершенно определенного христологического взгляда — веры в то, что Иисус Христос имел исключительно человеческую природу.

Следовательно придавать термину значение слова "человеколюбие" неверно. Тем более что ничего о любви в морфеме слова "Humanismus" нет. Правильный, хотя и не слишком благозвучный, перевод на русский будет буквально выглядеть как ЧЕЛОВЕЧИЗМ. Человечизм - и ничего более того. Христос, по мысли авторов термина, только человек.

Пара ссылок

Книга об эволюции европейских гуманистических течений Алистера МакГрата БОГОСЛОВСКАЯ МЫСЛЬ РЕФОРМАЦИИ. Статья ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ - ИДЕАЛЬНОЕ В РЕАЛЬНОМ об эволюции гуманизма юзера kaplja

Увы и увы. Беда подобных прекрасный сочинений, как и замечательных работ нашего Аверинцева, Шмемана, Лосева и др, состоит в том, что они висят в воздухе реконструкции, не будучи связаны с нашим днем. Но ведь эволюция гуманизма не окончилась в 19-ом веке. Когда дело доходит до оценки культурного процесса после 1917-ого года и, особенно, после WW2, авторы умолкают. Однако линия из прошлого в настоящее - последовательна и эсхатологична. Это живая духовная нить. Но непроходимый табуированный заслон на оценку плодов 1945-ого года - стремительного, экспонентального нарастания общегуманистических тенденций в философии, христианстве и политике, сопровождающееся всепланетным взрывом безбожия и невиданно быстрым разрушением остатков традиционных форм жизни - не дает авторам создать концептуальной полноты. Для этого нужно иметь слишком серьезное духовное, философское и социальное мужество. Но без него в эволюции гуманизма и безбожия понять ничего нельзя.

Все современное "аверинцево христианство" (термин принадлежит cinq_mars) изо всех сил пытается сделать вид, что в 20-ом веке в религиозно-философском смысле ничего особенного не произошло. Но ведь это лукавство и даже духовная ложь. Нельзя быть инкорпорированным в современные сверх гуманистические структуры, формально критикуя поросший пылью древний гуманизм и не касаясь самого главного, запретного - фантастической истории невиданно быстрого падения собственных религиозных и общественно-государственных институтов 20-ого века и реальной, неиллюзорной связи веков.