Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Народное православие...

.
...вещь почти такая же страшная, как и народный коммунизм, и в данном случае я говорю вовсе не о языческих основах русской народной религиозной жизни, и не о тысячах русских народно-православных сект, к сонму которых, подробно описанных в русской религиоведческой и этнографической лит-ре, принадлежало не менее половины сельского населения, но о гораздо более благополучных и сдержанных явлениях - таких как обыкновенный дореволюционный канонический народный приход. Ну, например, такой как церковь Всех Святых при полтавском кладбище, где будущий лидер первой русской революции поп Гапон проявлял незаурядный талант проповедника, и куда на его проповеди приходили многие сотни мужиков.

А что представляла из себя сельская церковная община до революции? Она была обыкновенно равна самому данному конкретному сельскому обществу, крестьянской общине. Поп был из местных, свой. И вот зная ныне все о порядках в русской общине, зная наперед о легкой и быстрой метаморфозе, которая с этими милыми патриархальными крестьянами приключилась в 1917 году возможно ли предположить, что в их обобщенной сельской церкви столетиями мирно молились христиане, проповедовался Божий Закон?

Меня всегда смущали люди, рассказывающие про Святую Русь, светоч веры которой в одночасье спалил какой-то залетный дракон. Правда, возможно, состоит в том, что большая часть населения России имела какую-то свою, особую, мужиковско-хилиастическую веру на протяжении веков, а 1917 год это год ее земного торжества, год исполнения истинного упования русского народа, бережно пронесенного им через толщу времени. Во всяком случае русские народные сказки осуждают попа и восхваляют ленивого дурака, и не жалуют царя - огромное их большинство. То есть в самой толще народных архетипов содержится сокровенное упование не на что-нибудь, но на секуляризацию, торжество ленивых дураков и погром. А всякое послабление, даваемое этому народу, оборачивалось бунтами, разбоем и убийствами, и чем больше было послабление, тем сильнее звериная волна ярости и насилия в ответ. Какая вера может воспитать такое население остается только догадываться, но вот что в русских сельских храмах проповедовалось именно и строго православие - это большой, к сожалению, вопрос, и ответа на него у меня нет - да и, думаю, нет сейчас ни у кого. Отчеты Святой Консистории и синодальные документы 1910-х годов неутешительны. Читая их вообще нельзя понять был ли он на свете, этот верующий русский народ.

Скажут тут, конечно, про крестьянские волнения против большевиков и кулацкое движение. Но ведь они состояли из сторонников эсэров, причем уже успевших пограбить все окрестные дома и усадьбы вокруг, поэтому это смешно - деревенские эсэры были лишь чуть поприличнее большевиков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments