Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

К текущим дискуссиям о природе нации

.
Тут, кажется, с российской нацией опять назревает академический скандал, грозящий после заявлений РПЦ перерасти в конституционный. Поэтому добавлю дровишек и я. Вслед за академиком-секретарем Отделения историко-филологических наук РАН, научным руководителем Института этнологии и антропологии РАН Валерием Александровичем Тишковым я тоже считаю, что понятия «нация», «народ», «общество» относятся к категории социально конструируемых. И исторически именно так и возникли, путем направленных политических и социально-инженерных технологий. Но именно поэтому я не хотел бы жить в каком-либо "национальном государстве". Что такое для людей X-XII века (про более раннее время и не говорю) какие-нибудь "французы" или "англичане"? Род моей матушки, равно представленный известными потомками и в Великобритании (Рейнарды), и во Франции (Ренары), и в Германии (Рейнеке), но происходящий из одной семьи, обитавшей в Нижней Саксонии в X веке, древнее всех наличных европейских наций. Сделали кое-что мои предки в XVII-XX веках и для формирования собственного культурного слоя у молодой восточнославянской нации. В сущности, они, вместе с достойными представителями других европейских родов, и придумали эти самые "нации". Но для них, хорошо владевших латынью и в X веке и позже, все эти европейские недонации того времени, говорившие на одинаково плохой pidgin-латыни, помеси sermo vulgaris с местными варварскими диалектами, были филологической шуткой, а не неумной и довлеющей политически реальностью, которая даже "суверенитет" толкует ныне как коллективное право каких-то там близких по наречию варваров.

Поэтому в целом к национальному вопросу (вопросам) я отношусь скептически. Какие-то "права" нации или народа очевидно противостоят историческим правам как отдельного рода, так и в целом генеалогическим основам природы власти и общества. Все европейские нации, начиная с голландской, формировались через беззаконие, пиратство, самозахваты, революции и скандалы. Да и не бывает национальных государств, в которых не ущемлялись бы в большей или меньшей степени права рода. И поэтому я бесконечно рад тому, что эпоха национальных государств подходит к своему историческому концу и мы вступаем в будущее Нового Средневековья. В котором, в частности, главным документом человека с самого его рождения будет вовсе не национальный, но генеалогический паспорт с записанными на чип результатами секвенирования полного генома. Да, при заключении брака и при трудоустройстве тоже.

Нации это уже архаика. Будущее это возврат к местному самоуправлению и к индивидуальной генеалогической истории. И скоро мы будем смотреть кино не про обобщающие события национальной истории вроде французской или русской революции, но видеть прошлое глазами наших непосредственных индивидуальных предков - такие биотехнологии могут появиться уже в этом или следующем веке. И это изменит мир, люди почувствуют вертикальную, а не горизонтальную, солидарность, солидарность с родом, растущим сквозь историю, как до наступления Нового Времени и было. Солидарность с индивидуальными предками и индивидуальными потомками гораздо важнее солидарности с современниками, потому что только она дает возможность преодолевать туман, морок, изменчивый "дух времени" и сохранять самое ценное из родового опыта для вечности. А вот солидарность с современниками это всегда солидарность с духом времени, какими бы они не были, хорошими или плохими, эти современники.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments