Россияне целое столетие живут в условиях новой реальности народного государства, а почему-то многие продолжают верить в то, что добрый наш народ не управляет сам собой и не является субъектом истории. Узурпаторы-большевики, интернациональные банды оккупантов, тираны-генсеки, еврейские олигархи...держат в рабстве, как уэллсовские осьминоги, русский народ и пьют из него кровь. Какая же безнадежная и поразительная нечувствительность к реальности, возникшая как развитая теория заговора еще прежде Отечества в русском Рассеянии 1920-1930-х годов. Меж тем наш народ последние сто лет получает по первому требованию именно то, что сам в данный момент в массе своей хочет. Хочет убить помещиков и капиталистов - убивает помещиков и капиталистов. Через три года хочет, напротив, построить НЭП - получает НЭП. Устает от НЭПа и хочет индустриализацию и колхоз - получает индустриализацию и колхоз. Хочет укрепить накануне большой войны самое себя, отказаться полностью даже от небольшого разномыслия по второстепенным вопросам в рамках социалистической доктрины, проредить еще раз городское население и казнить несколько миллионов "врагов народа" - пожалуйста, не вопрос. Хочет славянского братства и оно материализуется в воздухе, славянское братство как биологическая скрепа Варшавского Договора. Устал от строгостей довоенного и военного времени - разоблачает культ Личности, дает всем послабления. Хочет жилья - получает хрущевки. Хочет в космос - летит в космос. Хочет одежды, еды и техники как на Западе - получает и это. Хочет богатеть и орать гордые советские народные песни в Куршавеле и в Париже на Елисейских полях в 2 часа ночи - делает и это. СССР и нынешняя РФ это государства народного доверия, более демократических (точнее, охлократических) государств не существует на планете (ну, разве что, Куба и Северная Корея, но их народы, в отличии от русского и китайского народов, не склонны к творческим экспериментом и в своих немножко первобытных по меркам 21 века народных государствах закоснели - нет, чтоб брать пример с прогрессивных Китая и России). Западная версия народовластия лицемерна, а российская и китайская и есть народовластие со всем его шараханьем из стороны в сторону в поисках наиболее приемлемой политико-экономической системы и национальной идентичности. В России народ реальный творец своей истории, а вот на Западе историю все еще пытается творить общество, то есть ограниченный круг представителей национальных элит. Мне кажется именно в осознании россиянами этого факта состоит одна из главных причин нынешнего культурно-политического размежевания с Европой - россияне вдруг поняли, что европейские институты демократии не есть демократия истинная, а есть лишь ее метафора, и что равноправным партнером тем европейским народам, которые не вырезали собственные национальные элиты, россияне не смогут быть никогда. Впрочем, в советское время все наше население это и так нутром понимало, критически относясь именно к "народовластию" западного типа, разоблачая его условность и сочувствуя западным народам, "стонущим под гнетом", а потом вдруг забыло. Сейчас вспомнило, на носу столетний юбилей его подлинно народной государственности. И оно будет, уверен, его в следующем году широко, с помпой отмечать и праздновать.
Во всем этом есть и положительный момент - относительно культурная часть общества в РФ на глазах правеет. Крошечное российское общество, узревшее свой огромный и прекрасный в его величавой поступи 2014-2016 годов народ, консолидируется и у него остается все меньше либерально-демократических иллюзий (которых у западноевропейских либералов-центристов и правых либералов никогда и не было). Либо отечественная либеральная мысль начнет серьезно заниматься вопросами генеалогии, современной политологии, генетики и постигать азы истинного устроения западноевропейских "демократий", т.е. систем политической гегемонии культурного общества над большими массами обывательского народонаселения современного типа, либо мыслящих самостоятельно людей здесь скоро резко поубавится, третьего не будет.