Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Вера и этническая солидарность

Не смотря на постоянные внутренние конфликты, одни из которых являются развивающими, а другие - деструктивными, всегда есть то, что объединяет всякую систему перед лицом распада и общего "врага". И национальный космос с его системой связей, взаимозависимостей и общих реакций тут не является исключением. Так, например, англичанин всегда остается англичанином, француз - французом, а советский человек - советским человеком. Когда "точка невозвращения" пройдена и произошел отказ от этнической самоидентификации, возврата назад нормальными путями, как и в случае хирургического изменения пола, нет. Последующая история будет историей именно советского человека и дорогой его эволюции. Его можно облагородить, научить иностранным языкам, показать как нужно вести себя "по-русски" в тех или иных обстоятельствах, приучить ходить в храм и т.п., но нельзя заставить отказаться от базовых, этнических способов реакции и поведения в чрезвычайных обстоятельствах и главных этнических мифологемм (самые серьезные из которых укоренены в ВОВ, ибо всякая война, словами Гераклита, "отец вещей"). Нельзя Шарика превратить в человека, даже если дать ему человеческую фамилию "Шариков" и одеть в человеческий костюм. Это принципиально разные виды. Булгаков был по-своему мудр. Именно это, думаю, понял в свое время и Холмогоров, почему и отошел от ИПХ. Тут уж никуда не денешься, да.

Пожалуй, русские в новейшей истории это единственная нация, которая осталась без своей страны. Все в 20-ом веке пострадали. Но одно дело, как в Англии, постепенный эволюционый регресс, и совершенно другое дело операция по пересадке веры и этничности, совершенная хирургическим путем. Многие думали, что РПЦЗ, сохранившая русскость", "передаст" ее в Россию, однако когда пришел 1991-ый год, выяснилось, что передавать там некому - третья эмиграция советских людей сделала свое дело, и теперь именно она стала претендовать на то, чтобы называться "русскими людьми" и учить своих оставшихся на Родине братьев по происхождению как "по-русски" жить. Разумеется, в РФ это не вызвало ничего кроме отторжения, ибо с одной стороны была здоровая, хотя и подорванная, советская этничность, а с другой - ее мутация и больше ничего.

Ну и что же в итоге? У Шариковых будет вера Шариковых, это неизбежно. И, главное, совершенно естественно, как естественен всякий этно-культурный процесс. Для того, чтобы не верить как Шариковы, нужно ими не быть. Почему миссия ИПХ в России испытывает такие сложности, а у МП, напротив, столь грандиозные успехи? Да потому, что вера советской духовной корпорации под названием "МП" отвечает советскому национальному архетипу. Архетипу предательства, архетипу гибельной метаморфозы (которую они считают необходимой и эволюционной) А вера ИПХ - нет.

И это нормально. МП - действительно национальная Церковь РФ. Ничего дурного и противоестественного в этом обстоятельстве нет. Как нормальным является и то, что советская этно-культурная и духовная историческая общность стремится сохраниться и выжить. Жить хотят все.

Многие спросят: разве нет тут превозношения? Я отвечу: нет. Разве есть превозношение в исследовании видов, этносов, глубинных мотивов поведения и реакций? Вопрос, который затронут в этой теме - не нравственный, не аскетический, а сугубо научный, феноменологический - т.е. национальный и религиоведческий. И больше никакой. Не социализированные в советский и постсоветский социум русские православные люди в РФ не просто духовно, но и национально чужды. По сути, проживая на своей земле, они являются духовными инородцами. А удел всякого инородца - маргинальное бытие.

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments