Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

О русской интеллигенции (из комментариев в фейсбуке Крылова)

Ахеджаковы и Макаревичи это, конечно, не интеллигенция, как, впрочем, музыкальные поп идолы и деятели массовой культуры, включая Стоуна. Интеллигенция это, если говорить о сходных профессиях, академические консерваторские музыканты и руководители опер и филармоний, а не эстрадная или театрально-кинематографическая богема массового общества, которая в традиционном обществе, всего девяносто семь назад, вообще рассматривалась как обслуживающий персонал (а актрисы, даже великие, приравнивались к куртизанкам высокого полета, в отличии, например, от оперных певиц, которые были естественной частью русского культурного общества). За женитьбу на актрисе варьете или даже императорского театра офицеры многих элитных российских полков вынуждены были оставлять службу, соответствующие правила были прописаны в уставах офицерских собраний - такой мезальянс как брак дворянина и практически проститутки был крайне редким и солидарно осуждаемым русским обществом явлением.

Русская интеллигенция НАСЛЕДНИЦА ВЫСОКОЙ РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. У нее не может быть никакой иной самоидентификации. Это форма существования остатков духовных и культурных преемников русского образованного общества в постхристианском мире модерна XX-XXI века, т.е. в обществе бессодержательном и бессословном.

Критерий принадлежности к русской интеллигенции, помимо собственно высоких общественных служений в рамках традиционных академических институтов русской культуры, один и он все и определяет. Русским интеллигентом, на мой взгляд, может считаться только тот, кто происходит из семей дореволюционной русской интеллигенции, т.е. тот, кто имеет дореволюционных предков из образованных русских сословий. Остальные образованные в советское время люди, даже имеющие отцов и бабушек интеллигентских профессий... интеллигенция весьма условная, новая, советская. Между первыми и вторыми заметны чувствительные различия решительно во всем, начиная с манер и культуры устной и письменной речи и заканчивая качеством образования и профессиональными успехами. Self-made Ломоносовых не прибавилось в XX веке. Прибавилось лысенок, причем в неприличных, почти промышленных количествах. Что говорит всякому здравомыслящему человеку лишь о том, что феномен Ломоносова, т.е. человека из народа, вломившегося, раздавая направо и налево оплеухи европейским профессорам, в отечественную культуру и науку, измельчал до феномена Лысенко. Лысенко есть рецудицированный до совсем уж неприличной карикатуры Ломоносов советской эпохи. И так будет и во все последующие эпохи, ибо народ способен родить за раз лишь одного народного гения, а потом спит десятилетиями, а иногда и столетиями. Урожайность народа на сомнительных, но шумных деятелей в веках и тысячелетиях довольно стабильна. А людей, делающих реальную культуру и историю страны пока народный гений занят мордобоем или, напившись, портит девок по ближайшим к Университету, Адмиралтейству, Географическому Обществу или Академии Наук деревням, производят отнюдь не народные чресла.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments