Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Восточную Церковь...

.
...часто критикуют за "чрезмерную" роскошь храмов, богатство рак для мощей и иные "восточные излишества". Однако Восточной Церкви в этом смысле далеко до Западной. Вот, например, что сделала Церковь Рима с иными своими первомучениками.





Даже если считать, что все украшенные драгоценностями мощи по ссылке выше довольно позднего происхождения, то все равно золото и драгоценности в убранстве храмов появились во времена античности. Зачем же нужны были аскетичной и неотмирной Христовой Церкви эти искрящиеся побрякушки, внутренняя позолота, росписи, богатая резьба? Для привлечения патрициев, всадников, аристократии? Вряд ли, им символов земного богатства хватало и дома. Не затем они посещали храмы чтобы смотреть на знакомые им с детства злато и самоцветы. Для обслуживающего римскую аристократию "среднего класса"? Тоже вряд ли. Во-первых, "средний класс" в те времена был не слишком многочисленным и, во-вторых, не слишком влиятельным, к нему, в отличии от "народа" и патрицианских семей, не апеллировал никто. Для убогих и голодных? Для приезжающих в города нищих разорившихся крестьян? Ну, им-то это зачем, для них проще было бы вложить в десницы святых вместо золотых, но бесполезных для них кубков, свежие фрукты или хлебные булки.

Драгоценности привлекали скорее всего относительно сытый римский городской плебс. Не слишком в своей массе богатый для того чтобы все это себе позволить и, одновременно, не слишком бедный чтобы об этом совершенно не думать. "Варварская роскошь", которой так часто любят пенять Церкви, есть, возможно, следствие вынужденного исполнении древней Церковью "социального заказа" наиболее массовой в любом social movement и наиболее варварской таргет-группы.

И вот сейчас, если продолжить это рассуждение далее, для ИПЦ в этом смысле наступили хорошие времена. Меньшая роскошь ее служения почти гарантирует меньшее количество варваров (хотя и не спасает от душевнобольных) Ее, ИПЦ, развитие - в дальнейшем избавлении от варварского городского плебса, а не в привлечении его "ради массовости" в свои ряды. Больше интеллигенции, больше крестьянства, больше городских специалистов это стратегически правильно и хорошо, а вот деклассированные городские вэлферные или иные иждивенцы и фрики, зеваки и многочисленные сетевые сплетники-анонимы, "обезьяны Бога" - "бггг"-кующая и зубоскалящая площадная чернь, то есть, в реалиях древнего Рима plebs vulgaris или "лютые звери", как их называл св.император Юстиниан, отнюдь -)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments