Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

Славянофильство или раболюбие?

.
В варварстве культура, перегруженная смыслами, обыкновенно любит простоту. Многих славянофилов 19 века, особенно второго-третьего ряда, можно понимать не только как представителей забавной субкультуры в лаптях и в косоворотках, непонятно как оказавшихся на набережных и проспектах величественного немецкого Санкт-Петербурга, но и как эмигрантов из интеллектуального сословия. Поближе к провинциальной домашней деревне-Москве, подальше от блестящего петербургского общества. Термин "славянофилы" поначалу имел уничижительный для сторонников движения и иронический подтекст (нужно помнить в каком положении в 19-ом веке находилась большая часть славянства под властью Османской империи или Австро-Венгрии), так называли сторонников "особого пути" их противники. Сами же славянофилы, не желая поначалу принимать обидное прозвище, для современников в силу исторического контекста звучавшее почти как "раболюбие", чаще всего именовали себя "москвичами", "московским направлением" и "московской партией".

Итак, бегство от единства с Европой означало, разумеется, отказ от культуры в пользу простоты (Причем, что бы там не писал возомнивший себя русским апостолом Хомяков, и отказ от единства с восточным христианством тоже, поскольку иерархи РПЦ никак в движении отечественных раболюбов не участвовали, и всецело поддерживали петербургские порядки и петербургскую администрацию, а восточным патриархам того времени отказ от "ромейства", их вечной и не снимаемой претензии на духовное наследие Европы и Рима, мог привидится только в самом страшном сне. Кроме того, хитроумные националисты греки славян, мягко говоря, любили даже меньше чем турок, несмотря на то, что славяне были их товарищами по османскому рабству. Впрочем, греки в Османской империи занимали привилегированное положение "домашних рабов", они были в каком-то смысле даже элитой, в отличии от славян, с которыми уж совсем никто не считался)

Но простота варварства далека от простоты Бога. Полюбив варварство наши отечественные провинциалы мысли продлили бытие русской общины. Да, славянофильство истощило свой потенциал уже к 1860-м годам, но осадок их нехитрых мысленных упражнений остался. Этот осадок сделал реформу 1861 года половинчатой и пустой, поскольку какой же смысл было ликвидировать крепостничество без одновременной ликвидации института общины, которой так дорожили славянофилы? Столыпинская крестьянская реформа, упразднившая, наконец, общину, и давшая крестьянству хорошую ей альтернативу, запоздала на полсотни лет, а результат этого запаздывания всем в этой стране очень хорошо известен. Простота славянофилов хрестоматийная, она именно та простота, которая хуже воровства. Славянофилы украли у нас будущее России.

Закономерно и то, что воскресли отечественные славянофилы уже в конце 1940-х годов, под панславянским рабским объединительным проектом Иосифа Джугашвили. Его колхозы "от Москвы до Белграда" - по сути славянофильский триумф, реставрация мечты об "особом пути" и новой жизни славянской общины.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments