Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Сравнивать о.Павла Адельгейма и о.Александра Меня - кощунство

.
Сейчас в ленте немало подобных сравнений, но единственное что объединяет эти два лица - что они оба были священниками и оба были убиты. Остальное все решительно противоположно. Мень - полуобразованный харизматик традиционного для ашкеназийцев "мессианского" типа (когда научные аргументы не важны, важен напор, "триумфализм" и "убежденность"), Адельгейм - сухой и рассудительный канонист, русский немец с дедом-императорским полковником. Мень намеренно носил короткую обновленческую бородку и не брезговал уже будучи священником расхаживать в модных парижских костюмах, о.Павел - простую рясу и длинную окладистую бороду, характерную для "тихоновской" церкви. Мень никогда не сидел и, скорее всего, как и все тяготевшие к обновленчеству и привлекавшие в свои легальные открытые приходы в 70-е интеллигенцию, был добровольным осведомителем (возможно, именно с этим обстоятельством и связана его смерть). О.Павел Адельгейм провел за антисоветскую деятельность в лагерях 3 года, потерял там ногу и, впоследствии, так же преследовался. У о.Александра Меня были прекрасные отношения со "священноначалием", о.Павел всегда с этим "священноначалием", поставленным Советской Властью, конфликтовал. В общем, два разных происхождения и две решительно разные судьбы. Одна - судьба еретика, франта и советского фигляра, другая - трудная судьба "борца изнутри" и исповедника. Сравнивать типичного советского еврея и типичного обрусевшего немца занятие странное и неблагодарное - происхождение, кровь и воспитание ведут их в совершенно разные стороны, даже если оба исповедуют себя православными.

Единственное "пятно" в биографии о.Павла - несколько лекций, прочитанных им в обновленческом кочетковском "православном Свято-Филаретовском Институте" по проблемам каноники и экклезиологии. Но по-человечески это вполне можно объяснить, в МП долгое время существовала безальтернативная "вилка" между хоть в какой-то мере "образованными" криптообновленцами и совсем уж безнадежными "православными" четвероногими - "охранителями" и "православными сталинистами". Формирование относительно нормального ученого святоотеческого дискурса между этими традиционными для МП Сциллой и Харибдой - заслуга лишь последнего десятилетия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments