Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Categories:

"Просто люди"

.
"
Если уж и заниматься построением и осмыслением русской идентичности надо смотреть на сто лет назад. Русский 2013 года ведет образ жизни, гораздо больше похожий на образ жизни русского 1913 года, чем 1963-го"

В целом справедливый текст, но хотелось бы к этому добавить, что уже у шестидесятников советская идентичность была весьма диффузной. Разумеется, их заигрывания с европеизмом и религиозностью напоминали карго-культ, ибо от нормальных интеллектуальных повесток дня они были отгорожены десятилетиями леденящего страха, сопровождавшего сталинский террор и общим гуманитарным советским варварством. Однако и служитель карго-культа некогда великого, но исчезнувшего в 1917 году европейского государства достоин уважения, особенно на фоне миллионов самодовольных брежневских совков. Богоискательские христианские картины друга моего отца, замечательного костромского художника Алексея Козлова, возможно и не отвечали стандартам религиозной живописи дореволюционной России, однако сам факт их наличия в 60-е годы в советском государстве говорит о том, что русское культурное преемство в СССР никуда не делось и прорывалось при любом удобном случае.

К чему это я? Да к тому, что идентичность культуре РИ (и, следовательно, идентичность культурным предкам, на которых стоит равняться) нужно искать все-таки не только в 1913 году, но в 1963. А если их нет ни там ни там, то может быть стоит подумать о том, чтобы сосредоточиться на чем-то ином, например, на аскетическом делании, оставив просветительский труд счастливым потомкам последних культурных людей бывшей Российской Империи?

Вот честное слово... я не понимаю, что делают на "миссионерских просторах интернета" дети тех, кто с СССР не боролся - передачей документов на запад о преследовании инакомыслящих в СССР, антисоветскими стихами в стол, заступничеством за прессуемых Советской Властью интеллектуалов или христианской картиной на подпольной выставке? Да просто дети тех, кто не имел в СССР фиги в кармане? Кто вы такие чтобы мы вас слушали, потомки уэллсовских осьминогов  законопослушных советских обывателей? Ок, я отлично помню ваших родителей - именно они, от школьного дворника до начальника РОНО, от инженера до искусствоведа, от простого таксиста до особиста в штатском, изводили меня все детство, отрочество и юность за мои "неправильные убеждения". А вы, проросшее семя советских людей, яблочко от яблоньки, теперь надувшиеся от важности "преемники русской культуры", "христиане" и "просто порядочные русские люди?"


.
Алексей Козлов "Псково-Печерский монастырь", х/м 1968 год.

Эта картина, подаренная А.Козловым моему отцу, висит в нашем доме на самом видном месте вот уже 45 лет. А 38 лет назад появилось первое Евангелие. Мне было 6, я уже год как самостоятельно читал и его хорошо помню.

Если на старые деревенские иконы у бабушек и редких попов Советская Власть смотрела сквозь пальцы, то духовная живопись, да еще мастерски написанная - дело другое. Фактически это пощечина Софье Власьевне. С таким же успехом родители в 1968-ом могли в прихожей повесить картину взорванного ХХС, портрет последнего русского Государя, или, скажем, изображение Потсдамского Собора кисти Гитлера.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments