Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Нравственность и Правомыслие

Задумался я в который раз о взаимоотношении между нравственностью и правомыслием, между сердцем и умом. Задумался, и пришел к любопытным выводам. Не судите строго, это лишь интуитивное размышление. Попробую собраться с мыслями...

Нас всех учили, что личная нравственность это одно, а Вера - другое, хотя они и связаны. На самом деле граница эта всегда казалась мне искусственной, полной внутреннего противоречия. Тем не менее в каноническом законодательстве существует определенный между ними водораздел. Рассмотрим две такие разные реальности как "трусость" и "ересь". Трусливый иерарх все равно остается Епископом, а отходить от него возможно "не по его личным грехам", а лишь по догматическому не правомыслию.

Но рассмотрим ранние гонения, когда от христиан требовали приносить жертву идолам и они, опасаясь за свою жизнь, приносили, или покупали справки, что они принесли. Разумеется, в обоих случаях они в идолов не верили, т.е. совершали не богоугодные деяния не по неправомыслию своему, а по трусости. Что с ними делала Св.Церковь? Журила за "личные грехи" и назначала Епитимью? Нет. Она принимала их, в случае их покаяния, как отступников. Донатисты же не принимали вовсе, или не дозволяли принимать сан, но это уже учение о невозможности повторного покаяния, а оно не православно. Но ведь первое-то - ПРАВОСЛАВНО! Значит, совершивший трусливый поступок и пошедший на неправду или полуправду рассматривался как совершенно отпавший. Фактически так же отпавший, как отпадают через ересь убежденные в своем догматическом неправомыслии еретики. И даже больше - как отступники. Хотя в сердце своем эти несчастные, покупая справки, вроде бы не отступали от Православия.

Это в доимперский период, во времена лютых гонений. В имперские времена отношения к тем или иным отступлениям перед лицом угрозы смягчилось. Так, большинство Епископов приняло иконоборчество с его обвинениями Православных В ИДОЛОСЛУЖЕНИЯХ. Приняло не потому, что его вероисповедно разделяло, а потому что испугалось, а когда появилась "политическая" возможность вернуться в формальное Православие, они это немедленно сделали. Церковь была благосклонна к таковым "отступникам под давлением мира" от Православной веры в имерские времена и принимала их мягко. Несмотря на то, что между формальной жертвой языческому идолу и обвинениями Православных Епископов в идолослужении разницы особой нет. Почему же такие разные меры по отношению к одному и тому же, трусости? Потому что открытые языческие и/или прямо антихристианские гонения являются чистым образом того, что сделает Антихрист. В отличии от гонений от императоров-еретиков.

И вот, Империя пала, и отношение к отступничеству, трусости или предательству снова стало устрожаться. Митр.Иосиф Петроградский, когда ему говорили о том, что у сергиан нет никакой ереси, прямо отвечал, что предательство Церкви хуже всякой ереси. Почему же? Потому, что когда мы имеем наиболее чистый образ гонений антихриста, это как бы репетиция, напоминание конца.

Я часто думаю о том, что когда придет Антихрист, большинству Православных будет точно известно, что это именно он. У нас есть описание всех будущих событий, и хотя мы точно не знаем срок и формы, в которых они будут воплощены, различить антихриста по чисто формальным критериям, которое оставило Писание, будет возможно всем.

И, тем не менее, абсолютное большинство ему поклонятся. Как же объяснить такой парадокс? Объяснить это можно лишь...человеческой трусостью. Распинавшие Христа знали Кого они предают. Люди будут знать и антихриста, но давление мира и внешних обстоятельств на них будет таковым, что они будут стремиться обмануть самих себя. И будут обличать и ловить тех немногих, кто займет по отношению к правде и не правде жесткую позицию.

Отсюда для нас, живущих после Империи, и знающих о том, что уже рукоположены священники для Третьего Храма, хотя и никто из нас не знает сроков конца, один очень существенный вывод: к трусам, ярко проявляющих это свое качество сейчас пусть даже не в догматических вопросах (а в догматических - особенно), нужно относиться осторожно. Может быть даже с большей осторожностью, чем к идейным еретикам, ибо последних, если они честны, можно переубедить от Писания и Предания. А вот вроде бы догматически единомысленные с нами "православные" не только скорее всего поклонятся ему, но и будут охотиться за нами в союзе с отступниками когда он придет.

Спаси Христос
Антоний
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author