Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Права и обязанности

.
Разделение "прав" и "обязанностей", при всей моей любви к классическому праву, это какая-то ошибка в культуре мысли. Для внутренних размышлений я давно употребляю термин "правообязанность". Одно не просто вытекает из второго....Одно и второе это единое целое. Права и обязанности членов сословий по отдельности появились лишь тогда, когда появились сами эти сословия. И они отличали права и обязанности одних сословий от прав и обязанностей других. Но сейчас мы вернулись в бессословное общество.

Гений Достоевского чувствовал исторический процесс очень тонко и хорошо. Раскольников - удивительный образ, мастерски написанный накануне отмены сословного общества и создания т.н. "массового общества".  "Право ли я имею или тварь дрожащая..?"  Герой, который из злодея-убицы затем превращается в святого, показывает не столько христианскую метанойю, как принято об этом обычно думать... Злодеи-убийцы редко когда становятся святыми, а христианское покаяние, схема "согрешил-покаялся", обычно все-таки "работает" в гораздо более узком диапазоне поступков и рефлексии на их тему... Да само название романа - "Преступление и Наказание"...Какое же это "наказание", если преступник стяжал святость? Тюрьма? Но Достоевский гораздо глубже примитивного морализаторства...

Достоевский показывает кровотечение и конфликт обязанностей и прав, которые искусственно расчленили, отделили друг от друга, развели в разные стороны. В его время ум и благородство уже не всегда соседствовал с достатком. Образованный и имеющий развитую душу Раскольников - нищий студент. Как умный человек он имеет право на средства. А старуха-процентщица - не имеет. С точки зрения сословного общества, где наверху всегда умные и благородные люди и именно им принадлежит в том числе и материальная власть, он совершенно прав. Однако общество в конце 19 века уже было недостаточно сословным... Низшим уже доставалось высшее, вспомним чеховский "Вишневый Сад". И они никогда не могли это высшее оценить и им правильно распорядиться - Вишневый Сад в итоге был вырублен и погиб.

"Преступление и Наказание" это своего рода антитеза "Вишневому Саду". Здесь "плохой" уже не купец, а образованный человек, оказавшийся на грани выживания. Но он же в итоге...оказывается в конце романа "хорошим", даже самым лучшим, святым.

О чем этот роман? О кризисе традиционного общества, конечно. Но, одновременно...и о том, что даже если сословия смешать, а права и обязанности друг от друга отделить, наделив всех "равным общим правом", то все равно одни люди никогда не будут походить на других. Будут происходить революции, войны, за идеи "равенства" погибнет множество людей (что Достоевский предугадывает в "Бесах"), однако люди так и останутся людьми - неравными людьми. Одни всегда будут святы, а другие - всегда прокляты.

Тут критерий не столько в образовании и уме даже, сколько во врожденной благородности или неблагородности души. Одни люди, даже необразованные, даже выросшие в бедных семьях, могут иметь это врожденное благородство, правообязанность быть благородными от рождения, если родители их, несмотря на принадлежность к социальному дну, были благородны и благочестивы. А другие - нет.

Этот великий русский роман - об избранничестве Господнем. О крахе сословий. И о будущем. Нашем будущем, в котором мы все живем hic et nunc.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments