Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

Модернизм в ИПЦ

.
Когда рассуждают о христианском модернизме 20-ого века, то приводят в пример прежде всего экуменизм как явное попрание Догмата о Церкви. При этом церкви ИПЦ традиционно критикуют его проявления в церквах "мирового православия". Однако если понимать экуменизм как стремление к унии, скажем, с латинянами (и инославными вообще), а так же признание за ними истинности Таинств, то он был в Церкви всегда. Киприан Карфагенский полемизировал с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков как православный с экуменистом, а это, простите, третий век. И, даже если сомневаться в том, что тот спор о крещении имеет отношение к современному экуменизму, то достаточно вспомнить полемику с униатами св.Марка Эфесского, чтобы раз и навсегда прекратить считать экуменизм 20 века чем-то исключительным и присущим лишь нашему времени.

Я полагаю, что главный модернизм в христианстве 20 века состоит вовсе не в новшествах в экклессиологии, которые никакими новшествами не являются, но в несколько ином. А именно - в подходе к человеку в церкви в отрыве от подхода к его родителям (и его предкам вообще). Атомарная модель человека из гуманистической философии просветителей 18 века  овладела и церковными умами в 20-ом. И именно это самое страшное, что случилось с церковным сознанием в наше время, а вовсе не банальный и знакомый очень давно всей христианской истории экуменизм.

Из христианского сознания напрочь ушли понятия об избранности и отверженности, о последствиях грехов отцов (а не только лишь о последствиях первородного греха святых прародителей), о значении рода в христианской экзегетике, а так же об ответственности детей за отцов.

И это логично.

С уничтожением аристократического европейского христианского миропорядка, который современные горе-богословы ложно именуют "традиционным обществом" ушло из церкви и понимание того, на чем он был в своей сути основан. И вся церковная история ныне подается с игнорированием смыслообразующих для прежних христианских эпох аксиом (о значении избранности к служению и значении рода, а так же о монархии как универсальной концепции богоустановленного  неравенства как в церкви, так и в мире)

Современные люди, говоря о ком-то выдающемся, еще по инерции упоминают вкратце о родителях, однако эти сведения стали факультативнымы для нынешнего сознания. Меж тем, даже с практической точки зрения, не говоря уж о религиозной, эти сведения являются отправной точкой для любого оценочного суждения о человеке и его высказываниях вообще. Библейским сознанием, целиком и полностью ферментирующимся вокруг истории того или иного рода и народа, пронизаны единицы. И как-то мне уже давно стало очевидно, что Ветхий Завет превратился в наше время в Сверхветхий Завет. То есть в то, что современные "христианские" умы не понимают вообще.

И, увы, это модернистское сознание в равной мере владеет как людьми из мирового православия, так и людьми из ИПЦ.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments