Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев (antonio_rg) wrote,
Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
antonio_rg

Category:

High Church - положительный опыт англиканской церкви

.
Одну из национальных черт английского характера я был определил как склонность к сословным систематизациям. Тот корпоративизм, который у других христианских народов присутствует реально, но ныне скрытно, у англичан до сих пор явлен вполне зримо и осязаемо. Одной из таких системных классификаций является подразделение Англиканской Церкви на "низкую" (Low Church), "широкую" (Broad Church) и "высокую" (High Church). Первая в лице своих пастырей, богословов и мирян это безыскуссный обывательский протестантизм, упор на "религиозное чувство" (пиетизм) и "миссионерство",  вторая старается балансировать между высокой и низкой церквами и обладает хотя бы некоторым отличным от протестантского мейнстрима мистическим измерением, а третья, Высокая Церковь (или церковь господ) как представляющая именно и прежде всего британских аристократов ближе всего к Православию. High Church это британские церковные ортодоксы и интеллектуалы. Именно из High Church не раз выходили движения, имевшие своею целью сближение с Православием в 19-ом и 20-ом веке (последняя серьезнейшая попытка относится к 1930-м годам. Из Высокой же Церкви англикан вышел так называемый "ритуализм", который стремится к восстановлению утраченных англиканскою церковью древних апостольских обрядов.

В XX-XXI веках, когда слово "Православие" потеряло какой-либо конкретный смысл и мы все окружены миллионами  "православных по рождению", когда православная экклесия напоминает сумму "клубов по интересам" и конгломерат враждебных друг другу сект, имеет смысл перенимать некоторый опыт и у наших англиканских собратий, имеющих столь давнюю тягу к воссоединению с Православием.

Скажем, мне, по моим грехам, сложно себя заставить причащаться из одной чаши с ходящими на "выборы", ругающимися матом, слушающими "бардов" или эстраду, не держащими слова,  не имеющими малейшего образования, но владеющими зато непомерными амбициями и симпатизующими левым движниям прихожанами (а таковая ныне вся имплицитная "Low Church" в православном исполнении, что в ИПЦ, что в World Orthodoxy). Но если бы был выбор из трех подразделений в рамках одной православной юрисдикции, это очень бы облегчило многим людям вроде меня, многогрешного, жизнь.

Да, разумеется, я верю в единую Церковь. И в обожение преестественное, и в Царствие Небесное, в котором нет не элинна ни иудея, не мужеского пола ни женского, а не то что "православных" гопников из мирян и клириков с афедронообразными лицами и нормальных культурных христиан. Однако вера в единую Церковь вовсе не требует от нас жертвоприношений в виде необходимости общаться с "православной" урлой, благо она прекрасно себя чувствует автономно и в среде себе подобных. И пусть там и остается, пусть имеет некую самостоятельность, свои собственные собрание и своих собственных "всенародно чтимых пастырей". В конце-концов, "Надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19) А там как Бог даст. В общем, я - за многообразие, различения, классификацию и сегрегацию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments